Ролевая игра для подростков. Сценарий с ролями

Ролевая игра для школьников «Эрудит: детские вопросы»

Оборудование: юла со стрелкой, круг с секторами, плакаты с рисунками, зеркало, стаканы, блюдца.

Действующие лица:

профессор Сигма,

профессор Веди, ведущий,

команда «Веселые человечки»: Незнайка, Дюймовочка, Самоделкин, Карандаш,

команды «Эрудиты» и «Знатоки».

Ход ролевой игры

Звучит песня «Все хочу на свете знать» композитора Вл. Шаинского, поэта Ю. Энтина.

Ведущий. Сегодня у нас игра для эрудитов «Детские вопросы». Знатокам задают вопросы герои Клуба веселых человечков.

Знакомьтесь: это капитан команды - Самоделкин! Образование - техническое, может все - участник телевизионной передачи «Это вы можете». Думает, что знает все; участвовал в передаче «Что? Где? Когда?», а в нашей игре участвует впервые.

Члены команды:

Карандаш! Натура творческая. Импровизатор. Карандашную графику предпочитает акварели маслу. В балете и музыке любит рисунок.

Дюймовочка! Филолог по образованию и призванию. Снялась в ряде мультфильмов, в том числе и за рубежом. Любит сказки с хорошим концом и детей дошкольного возраста.

Незнайка! Эрудит по призванию: задает вопросы и сам же на них отвечает. Считает, что в технике разбирается лучше Самоделкина, рисует быстрее Карандаша, а в кино смог бы сыграть успешнее Дюймовочки.

«Веселые человечки» садятся за стол.

Ведущий. Наши гости - профессор Сигма и профессор Веди.

Веди. Веди - это мой научный псевдоним. Разве вы не знаете, что Веди - третья буква первой славянской азбуки, созданной Кириллом и Мефодием: «аз», «буки», «веди» и так далее?

Кстати, корень «вед» очень древний по своему происхождению, еще в древнеиндийском он обозначал «знание».

Ведущий. А! Вот откуда в русском языке слово «взять», «сведения», «уведомление».

Сигма. А я профессор Сигма. Греческая буква «сигма» обозначает в математике «сумму». Это тоже научный псевдоним, отражающий мои научные интересы. Кстати, чему будет равна следующая сумма:

На плакате: Сигма + Веди = ?

Ведущий. Вопрос-разминка для команд. («Сумма знаний».)

Звучит детская песенка Ю. Мориц «Это очень интересно».

Ведущий. Берусь утверждать, что самым трудным бывают именно детские вопросы. Чаще всего взрослые отмахиваются от этих вопросов, которые им кажутся очень простыми, а ведь иногда попытка ответить на такой вопрос может привести к крупному научному открытию.

«Веселые человечки» показывают плакат с изображенной на нем забавной сценкой: дети стряхивают яблоки на спящего Ньютона. Плакат крепится на доске.

Ведущий. Не детский ли вопрос себе задал Ньютон, увидев падающее яблоко? А каким фундаментальным открытием стал ответ на него!

Недаром в зените славы Ньютон говорил о себе: «Мне кажется, что я всего лишь мальчик, играющий на берегу океана». Ведь дети видят мир особым образом. Они не разучились удивляться, их все интересует, они верят тому, что видят, им во всем хочется разобраться. Это действительно «почемучки». И как неожиданны и парадоксальны бывают их вопросы!

Итак, команды готовы, можно начинать игру.

Незнайка крутит юлу. Стрелка останавливается на первом вопросе.

Дюймовочка. Смотрите, я поднимаю левую руку, а она (показывает на отражение) - правую...

Незнайка. А я поднимаю правую, а он - левую. Значит, зеркало все переворачивает? А может ли оно перевернуть нас вверх ногами?

Ведущий. Очень интересный вопрос! Действительно, может ли зеркало перевернуть изображение не слева направо, а сверху вниз?

Дюймовочка. Детский вопрос.

Самоделкин. Думайте, думайте, версии предлагайте. Дюймовочка, а у тебя есть зеркало?

Дюймовочка. Ой!

Карандаш. Кто будет отвечать?

Незнайка. Я! Я знаю! Нужно перед зеркалом встать на голову!

Карандаш. На какую еще голову?

Незнайка. На здоровую!

Самоделкин. Еще версии есть?

Карандаш. А если зеркало круглое?

Самоделкин. Мы... Считаем, что для того, чтобы зеркало переворачивало изображение не слева направо, а сверху вниз, его надо... его надо изогнуть!

Ведущий. Оригинальную версию выдвинули веселые человечки. Итак: вопрос! Может ли обычное зеркало перевернуть изображение не слева направо, а сверху вниз?

(Ответ команды «Эрудиты» и «Знатоки».)

Ведущий. Резюме профессора Сигмы.

Сигма. Правильный ответ. Обычное зеркало отражает предмет относительно перпендикуляра к своей плоскости, поэтому, чтобы отразиться в зеркале «снизу вверх», нужно встать на него или подвесить его над головой. Вогнутое зеркало меняет изображение относительно двух осей, и в результате мы видим в нем перевернутое изображение.

Ведущий. Игра продолжается. Веселые человечки против эрудитов! Вы сами убедились сейчас, какими непростыми бывают детские вопросы. Пожалуйста, второй вопрос

Незнайка раскручивают юлу. Вопрос 2. Дюймовочка подталкивает стрелку к знаку «нота»)

Незнайка. Вопрос... (хочет прочитать вопрос).

Дюймовочка. Музыкальная пауза.

Незнайка. Я видел...

Дюймовочка. Я хочу!

Самоделкин. Друзья мои, не будем спорить. Пауза так пауза. Нет такой паузы, в которой бы не было вопроса, тем более детского.

Звучит мелодия. Карандаш дудит в трубу.

Карандаш. Я - трубач. Я дую в трубу.

Самоделкин. В трубу нужно не дуть, она нужна, чтобы играть на ней.

Карандаш. Нет, дуть. Я видел: в трубу дуют.

Самоделкин. Зачем же в нее дуть, разве она горячая?

Ведущий. Мне кажется, вопрос уже задан: почему музыканты дуют в трубу? Как они извлекают звуки, допустим, из обыкновенного горна?

Незнайка. Вот так так! Была музыкальная пауза - стал вопрос.

Дюймовочка. Ой!

Самоделкин. Мы думаем, что музыканты дуют в трубу для того, чтобы их воздух в трубе закрутился и поэтому зазвучал.

Ведущий. Зачем музыканты дуют в трубу? Почему так причудливо изогнуты духовые инструменты? (Ответы.)

Ведущий. Резюме профессора Веди.

Веди. В трубу дуют не для того, чтобы воздух из легких прошел сквозь неё (да эго и невозможно в ряде случаев).

При игре на любом духовом инструменте дыхание музыкантов лишь помогает возбудить колебания того воздуха, который уже есть в трубе. Воздушный столб колеблется вдоль, а не поперек, и потому волны свободно огибают извивы труб.

Все медные инструменты изогнуты, исключительно, ради компактности, звук от этого становится не хуже, не лучше.

Ведущий. Следующий вопрос!

Дюймовочка и Карандаш пьют чай. Карандаш пытается вылить из стакана немного жидкости, в конечном итоге выливает чай.

Дюймовочка. Что ты делаешь?

Карандаш. Почему он выливается?

Ведущий. Вопрос задан!

Самоделкин. Вода выливается потому, что она тяжелее воздуха! Вот!

Ведущий. Я хочу обратить особое внимание команд на этот удивительный вопрос.

Без сомнения, открытия приходят к тем, кто сохранил в себе способность задавать вопросы детские, удивляться очевидному.

Вода выливается - это знают все. Но вот вопрос - почему? И он не так прост, как может показаться. Я продемонстрирую вам несколько несложных экспериментов.

I эксперимент.

Стакан с водой переворачивается, вода выливается.

II эксперимент:

Стакан с водой накрывается листиком бумаги, переворачивается, вода не выливается. Объясняется действием атмосферного давления, почему уравновешивается вес воды.

III эксперимент.

Вода во флакончике из-под духов, переворачивается. Вода не выливается.

Вопрос. Почему вода выливается из стакана?

(Ответы.)

Ведущий. Резюме профессора Сигмы

Сигма. Объяснение Самоделкина несостоятельно.

На нижней поверхности перевернутой жидкости образуются волны. Листок бумаги во втором эксперименте воспрепятствовал возникновению таких волн, и атмосферное давление удержало воду в стакане.

Если убрать листок, то атмосферное давление сможет удержать воду только тогда, когда колебание нижней поверхности перевернутой жидкости с течением времени прекращается, то есть становится затухающим.

Свойства волн на нижней поверхности жидкости определяются поверхностным натяжением, то есть определяются атмосферным давлением.

Ведущий. Предоставим слово жюри. (Подведение итогов.)

А теперь я приглашаю вас быть зрителями наших дальнейших конкурсов. Вы обратили внимание, что детские вопросы часто возникают у детей во время игры. Недаром А. Эйнштейн говорил, что его теория относительности - это детская игра по сравнению с детской игрой. Итак, следующий вопрос.

Самоделкин и Карандаш показывают юмористический плакат: вороны играют в хоккей на берегу реки.

Карандаш. Смотри, какой рисунок у меня. Смешной?

Самоделкин. Не смешной, а неправильный.

Карандаш. Почему?

Самоделкин. Потому что вороны зимой сидят на деревьях. На льду холодно.

Карандаш. Нет, на льду! Я сам видел, они на льду сидят!

Самоделкин. Нет, только на деревьях!

Ведущий. Вопрос задан. Можно ли зимой увидеть птиц на льду? {Ответы.) Резюме профессора Веди.

Веди. Во время сильных морозов происходи! утолщение ледяного покрова, связанное с выделением теплоты, и птицы, действительно, зимой греются.

Дюймовочка.

И встал Айболит, побежал Айболит,

По полям, по лесам, по лугам он бежит,

И одно только слово твердит Айболит:

«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

Незнайка.

И горы встают перед ним на пути,

И он по горам начинает ползти

А горы все выше, а горы все круче,

А горы уходят под самые тучи!

Дюймовочка. Вот это горы! Выше неба!

Незнайка. Скажешь тоже! Таких гор не бывает. Выше неба только солнце бывает.

Ведущий. Сложнейший вопрос эрудитам, по-моему. Действительно, могут ли быть горы выше 9 км (с учетом высоты Эвереста - 8 848 м)?

Жюри оценивает ответ.

Ведущий. Где хранится время? В памяти? Верно?

Конкурсы, предложенные веселыми человечками, показали, что эрудитов вполне можно назвать хранителями времени.

Попробуем это сделать в нашем последнем конкурсе - буриме.

Даю рифмы: зеркала - прошла, часы - весы.

Одну минуту на формулу времени! Помните, что рифмы разрешается менять местами.

Участники игры пишут четверостишия.

Сигма.

Можно и я прочитаю свой вариант?

Ты грустишь, что жизнь прошла,

Брось смотреться в зеркала!

Подари врагу часы

И напольные весы!

Жюри подводит итоги. Награждение. Звучит песня «Все хочу на свете знать».

Рекомендуем посмотреть:

Бал цветов в летнем лагере. Сценарий

Игра викторина для 5-6 класса по теме: Цветы

Интеллектуальная игра для старших классов

Экономическая игра для школьников 8-9 класса. Семейный бюджет

Игра умники и умницы, 5 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!