Математическая игра для старшеклассников с ответами

Игра «Бизнесмен» по математике для учащихся 10-11-го классов

Перед началом игры составляются две команды учащихся.

Ведущий: Вы — финансово-кредитные учреждения, которые осуществляют денежные расчеты и наращивают «капитал». Вы — банки. (Придумываются названия каждому банку.) Ваша задача: решая экономические вопросы, связанные с деньгами, прибылью, доходами, увеличить свой первоначальный капитал. У вас есть акционеры, которые, отвечая на вопросы, тоже будут приносить вам прибыль.

Правила игры

1. Выбрать управляющих банками, которые имеют право принимать окончательное решение по данному вопросу.

2. Стартовый капитал каждого банка — 1 000 руб.

3. Каждому банку предлагается по очереди выбрать себе задание стоимостью от 50 до 200 руб.

4. Если команда, представляющая данный банк, дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания.

5. Если ответ неправильный, то капитал уменьшается на:

а) 50 % стоимости задания, если другой банк также не сможет ответить верно;

б) на 100 % стоимости задания, если другой банк дает правильный ответ, а команда, представляющая этот банк, получает прибавку к своему капиталу в 1 000 % стоимости задания.

6. Команда может продать свое задание другому банку по взаимному согласию, при решении задания ее капитал увеличивается на стоимость задания.

7. На обдумывание задания стоимостью 50 руб. дается 0,5 мин, 100 руб.— 1 мин, 150 руб.— 1,5 мин, 200 руб. — 2 мин.

8. Каждый акционер может помочь своему банку в наращивании капитала: за дополнительный правильный ответ капитал банка увеличивается на 50 руб.

9. Победителем объявляется банк, у которого на момент окончания игры больше «денег».

Вопросы стоимостью 50 руб.

1. Два бизнесмена поспорили: кто получил больше прибыли. Один выручил от продажи своих товаров 5 000 руб., а его расходы составили 3 000 руб. Другой наторговал на 1 000 руб. меньше, но и затраты его всего 2 000 руб. Кто выиграл спор? (Никто.)

2. Два друга решили заработать. Они купили в киоске 100 газет по 3 руб. за газету и стали продавать их по 5 руб. Какой доход получат ребята, когда продадут все газеты? (200 руб.)

3. Мастерица связала свитер и продала его за 1 000 руб. Какую прибыль она получила, если на свитер пошло три мотка шерсти по 200 руб. за моток, а на украшение свитера понадобился бисер стоимостью 100 руб.? (300руб.)

4. Один отец дал своему сыну 1 500 руб., а другой своему — 1 000 руб. Оказалось, однако, что оба сына вместе получили 1500 руб. Как это объяснить? (Это дед, сын и внук. Дед дал своему сыну 1 500руб., отец передал своему сыну 1 000 руб., и общий капитал двух сыновей увеличился на 1 500 руб.)

5. Лиса купила у пчел 10 кг меда за 1 000 руб., а на рынке стала продавать его по 120 руб. за 1 кг. Какой доход получит лиса, когда продаст весь мед? (200 руб.)

Вопросы стоимостью 100 руб.

1. Бабушка печет пирожки и продает их на рынке. В первый день она продала 100 пирожков по цене 5 руб. за один пирожок. На следующий день она снизила цену на 10 % и продала 120 пирожков. В какой день она заработала больше денег? (Во второй день.)

2. Выручка от продажи продукции, выпускаемой неким предприятием, составила 50 000 руб. При этом было израсходовано:

на сырье 20 000 руб.

на топливо 1 500 руб.

заработная плата 14 500 руб.

кредиты, налоги 4 500 руб.

___________________________

Итого: 40 500 руб.

Какова прибыль предприятия и его рентабельность? (Прибыль 9 500 руб.; рентабельность 9 500 : 40 500*100 %=23,5 %.)

3. Бизнесмен положил в банк 100 тыс. руб. Через год он забрал из банка 150 тыс. руб. Сколько процентов составила прибыль? (150 %.)

4. Бабуля продавала на рынке щенка. Мимо шли три парня, они сложились по 100 руб. и купили его за 300 руб. Однако бабуля решила, что продала щенка очень дорого, попросила проходящего мальчика догнать парней и вернуть им 50 руб. Мальчик подумал, как же они поделят между собой эти деньги, и решил отдать парням 30 руб. а 20 руб. оставил себе. Получилось, что каждый парень заплатил по 90 руб., т. е. вместе они отдали 270 руб., 20 руб. остались у мальчика, т. е. всего 290 руб. Куда делись 10 руб.? (Складывать доходы и расходы нельзя. Доходы равны расходам.)

Вопросы стоимостью 150 руб.

1. Отец обещал сыну за каждую правильно решенную задачу бросать в копилку по 120 руб., а за каждую неправильно решенную задачу сын должен был возвращать отцу по 100 руб. После того как сын решил 20 задач, у него в копилке оказалось 86 руб. Сколько задач сын решил правильно, а сколько неправильно? (Правильно — 12 задач, неправильно — 8 задач.)

2. Вы продаете квас. Затраты на производство и реализацию 1 стакана кваса составляют 2 руб. По цене 4 руб. за стакан в день можно реализовать 140 стаканов, а при цене 3 руб. за стакан — 250 стаканов. Какую цену вы должны назначить, если хотите получить больше прибыли? (4 руб. за стакан.)

3. У четырех братьев 45 руб. Если деньги первого увеличить на 2 руб., а деньги второго уменьшить на 2 руб., у третьего увеличить вдвое, а у четвертого уменьшить вдвое, то у всех братьев денег окажется поровну. Сколько денег у каждого? (У первого — 8руб., у второго — 12руб., у третьего — 5руб., у четвертого — 20руб.)

Вопросы стоимостью 200 руб.

1. У вашего банка есть несколько вариантов использования денег:

а) Вложить 800 руб. и получить 1 000 руб.

б) Вложить 200 руб. и получить 300 руб.

в) Вложить 1 000 руб. и получить 1 400 руб. Какой вариант вы выберете и почему? (Вариант б.)

2. В ваш банк положили 500 000 руб. под 10 % годовых. Какую сумму денег вы сможете отдать обратно через полгода? (525 000 руб.)

3. В ваш банк положили 500 тыс. руб. под 10 % годовых. Какую сумму вы отдадите через 5 лет? (Около 805 тыс. руб.)

Вопросы к акционерам

I

1. Судно по морю плывет и тяжелый груз везет,

Стоит букву заменить — можешь акции купить.     (Баржа — биржа.)

 

2. Угадай, кто как зовется, что за деньги продается.

Это не чудесный дар, а просто-напросто...        (Товар.)

 

3. Возьми ты первую из нот, и к ней прибавь ты слово «ход».

Получишь то, о чем мечтает любой, кто бизнес начинает.  (Доход.)

 

4. Тимофей носки связал и на рынке их продал

Дешевле стоимости нитки. Он получил одни...         (Убытки.)

 

5. Чтоб продукты потреблять, чтоб в обновках щеголять,

Чтобы вкусно есть и пить, надо все это...    (Купить.)

II

1. Что нужно иметь, чтобы получать дивиденды?   (Акцию.)

2. Как называется дело, приносящее доход? (Бизнес, предпринимательство, коммерция...)

3. Что помогает улучшению реализации товара? (Реклама.)

4. Искусство коммерции — это искусство создавать условия, при которых покупатель убеждает себя сам, и наиболее веским аргументом в пользу покупки является тот факт, что другие стремятся приобрести ту же вещь. Кто из литературных героев действует по этому принципу? (Том Сойер, Остап Бендер, Чичиков...)

5. Как называются деньги иностранного государства? (Валюта.)

6. Плата за кредит. (Процент.)

7. Уменьшение покупательной способности денег. (Инфляция.)

8. Посредник между покупателем и продавцом на бирже. (Брокер.)

Подведение итогов.

Во время «обеденного перерыва» можно предложить вниманию зрителей сценку «Легенда о шахматной доске».

«Легенда о шахматной доске» (по Я. Перельману)

Действующие лица:

индийский царь Шерам, изобретатель шахмат, старшина придворных математиков, слуга.

Действие 1

Царь (сидит за шахматной доской): Замечательно, замечательно! Я восхищен. И эту игру изобрел мой подданный! (К слуге.) Позвать изобретателя сюда, я хочу наградить его за удачную выдумку.

Слуга удаляется, а затем входит с изобретателем.

Царь: Я желаю достойно наградить тебя, изобретатель, за прекрасную игру, которую ты придумал. (Изобретатель кланяется.) Я достаточно богат, чтобы исполнить твое самое смелое пожелание. Найди награду, которая тебя удовлетворит, и ты получишь ее. (Изобретатель молчит.) Не робей! Выскажи свое желание. Я не пожалею ничего, чтобы его исполнить.

Изобретатель: Велика доброта твоя, повелитель. Я рад, что ты вознаграждаешь меня. Вот мое желание, повелитель. Прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно.

Царь: Простое пшеничное зерно?

Изобретатель: Да, повелитель. За вторую клетку прикажи выдать два зерна, за третью — четыре, за четвертую — восемь, за пятую — шестнадцать, за шестую — тридцать два...

Царь (раздраженно): Довольно! Ты получишь свое зерно за все шестьдесят четыре клетки доски, согласно твоему желанию: за каждую вдвое больше предыдущей. Но знай, что просьба твоя недостойна моей щедрости. Прося такую ничтожную награду, ты непочтительно пренебрегаешь моей милостью. Поистине, как мудрец, ты мог показать лучший пример уважения к доброте своего государя. Ступай. Слуги мои вынесут тебе мешок с твоей пшеницей.

Изобретатель, улыбаясь, уходит.

Занавес.

Действие 2

Царь (слуге): Унес ли безрассудный изобретатель свою награду?

Слуга: Повелитель, приказание твое исполняется. Придворные математики исчисляют число следуемых зерен.

Царь: Медленно, очень медленно. Быстрей, быстрей!

Занавес.

Действие 3

Вечер.

Царь (слуге): Давно ли изобретатель со своим мешком покинул дворец?

Слуга: Повелитель, математики твои трудятся без устали и надеются еще до рассвета закончить подсчет.

Царь (гневно): Почему медлят с этим делом? Завтра, прежде чем я проснусь, все до последнего зерна должно быть выдано изобретателю. Я дважды не приказываю.

Занавес.

Действие 4

Утро.

Слуга (входит): Повелитель, старшина придворных математиков просит выслушать важное донесение.

Царь: Введите его. (Слуга удаляется и вводит Старшину.)

Царь: Прежде чем ты скажешь о своем деле, я желаю услышать, выдана ли наконец изобретателю та ничтожная награда, которую он себе назначил?

Старшина: Ради этого я и осмелился явиться перед тобой в столь ранний час. Мы добросовестно исчислили все количество зерен, которое желает получить изобретатель. Число это так велико...

Царь (надменно): Как бы велико оно ни было, житницы мои не оскудеют. Награда обещана и должна быть выдана.

Старшина: Не в твоей власти, повелитель, исполнять подобные желания. Во всех амбарах твоих нет такого числа зерен, какое потребовал изобретатель. Нет его и в житницах целого царства. Не найдется такого числа зерен и во всем пространстве Земли. И если желаешь непременно выдать награду, то прикажи превратить земные царства в пахотные поля, прикажи осушить моря и океаны, прикажи растопить льды и снега, покрывающие далекие северные пустыни. Пусть все пространство их сплошь будет засеяно пшеницей. И все, что родится на этих полях, прикажи отдать изобретателю. Тогда он получит свою награду.

Царь (с изумлением): Назови же мне это чудовищное число.

Старшина: 18 квинтиллионов 446 квадриллионов 744 триллиона 73 миллиарда 709 миллионов 551 тысяча 615. (Разворачивает свиток, на котором написано число 18 446 744 709 551 615.) Если сделать амбар шириной в 10 локтей, длиной в 4 таких жезла, то амбар простирался бы дальше Солнца.

Занавес.

Нет комментариев. Ваш будет первым!