Литературная игра по сказке Андерсена «Снежная королева», 5 класс

Сценарий интеллектуальной игры по сказке Х.-К. Андерсена «Снежная королева» с вопросами и ответами

«Снежная королева» - одна из самых известных в нашей стране сказок, вышедших из-под пера великого сказочника всех времен и народов - Ханса Кристиана Андерсена. Подвести итоги обсуждения этого произведения в форме интеллектуальной игры - задача весьма интересная и плодотворная.

В состязаниях принимают участие две команды, которые формируются перед началом мероприятия. Роль ведущего, думается, лучше взять на себя педагогу. Он же может осуществлять судейство во время состязаний. Это будет необременительно, если использовать заранее изготовленные жетоны и раздавать их игрокам в качестве бонусов для пополнения командного счета за выполнение конкурсных заданий.

Ведущий. Наверное, нет в мире человека, которому бы не было известно имя замечательного датского сказочника Х.-К. Андерсена. Волшебный мир андерсеновских «историй» покорял и покоряет своей добротой и поэтичностью. В датском городе Оденсе, на родине писателя, есть Сад сказок. Наряду с памятником сказочнику там сооружены и памятники персонажам его чудесных творений. А мы сегодня отправимся на прогулку в воображаемый «Сад одной сказки» - сказки «Снежная королева» - и еще раз перелистаем страницы любимого произведения.

Ход игры

I. Конкурс «Кто есть кто?».

Ведущий. Многие персонажи сказки «Снежная королева» принадлежат к числу почетных горожан сказочного мегаполиса. Вам предстоит определить, чьи портреты размещены в местной «Галерее почета».

Условия игры. Ведущий последовательно, в три этапа, сообщает сведения о том или ином персонаже произведения. Старания участников состязаний направлены на то, чтобы как можно быстрее угадать, кого из героев имеет в виду ведущий. Если учащиеся смогут назвать этого героя сразу же, едва поступила первоначальная информация, команда получает 3 балла. В случае если персонаж угадывается со второй либо с третьей попытки, на командный счет поступают соответственно 2 балла или только 1 балл.

Задание команде 1.

• Эта героиня:

1) однажды увидела «такие сны, какие видит разве только королева в день свадьбы»;

2) могла «жить припеваючи» в королевском дворце, но поспешила покинуть его и «босая обошла полсвета»;

3) была сильнее двенадцати богатырей. (Герда.)

• Эта героиня:

1) «слишком много ела»;

2) «страдала головными болями с тех пор, как получила должность при дворе»;

3) «осталась вдовой» и стала жаловаться на судьбу. (Ворона.)

• Эта героиня:

1) была «такая умница, что и сказать нельзя»;

2) «прочла все газеты в свете и уж позабыла все, что прочла»;

3) хотела выбрать в мужья «такого человека, который бы умел отвечать, когда с ним заговорят». (Принцесса.)

• Эта героиня:

1) понимала вороний язык;

2) постоянно перечитывала вслух страницы Евангелия, содержащие важную мысль: «Если не будете, как дети, не войдете в Царствие небесное»;

3) была предметом насмешек со стороны Кая, который «стал передразнивать ее походку, надевать ее очки, подражать ее голосу». (Бабушка.)

Ведущий. Давайте остановимся у доски объявлений. Здесь можно получить информацию о тех, кого разыскивают родные, друзья или местные стражи порядка. Кто же это?

Задание команде 2.

• Этот герой:

1) организовал собственную школу;

2) «хохотал до колик», будучи обрадованным «успехом своей выдумки»;

3) «смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же негодное... выступало еще ярче». (Тролль.)

• Этот герой:

1) «умел выставить напоказ все странности и недостатки» окружающих людей;

2) знал, «сколько в каждой стране квадратных миль и жителей»;

3) удостоился поцелуев Снежной королевы. (Кай.)

• Эта героиня:

1) любила зимней ночью «заглядывать в окошки»;

2) «казалась совершенством» главному герою сказки;

3) носила одежду из снега, а сама была «вся из ослепительно белого льда и все же живая». (Снежная королева.)

• Эта героиня:

1) обещала навестить Кая и Герду в городе;

2) «была такая необузданная и своевольная, что любо!»;

3) однажды «так укусила мать, что та подпрыгнула». (Маленькая разбойница.)

II. Конкурсное задание «Бюро находок».

Ведущий. В нашем саду есть «Бюро находок». В числе последних «поступлений» - вот эта монетка и гребень.

Условия игры. Ведущий вручает состязающимся сторонам предметы и просит рассказать, какие сказочные герои владели этими предметами и чем эти вещи были им полезны.

Команда 1 получает гребень, команда 2 - «медную» монету. Ребята рассказывают о том, как «женщина, умевшая колдовать», расчесывала волшебным гребнем волосы Герды, чтобы та забыла о Кае и навсегда осталась в прекрасном саду. Пятиклассники также вспоминают о зимней забаве Кая и Герды: «...дети нагревали на печке медные монеты и прикладывали их к замерзшим стеклам - сейчас же оттаивало чудесное кругленькое отверстие, а в него выглядывал веселый, ласковый глазок, - это смотрели, каждый из своего окна, мальчик и девочка...».

За выполнение задания можно заработать, в зависимости от качества пересказа, от одного до трех баллов.

III. «Клуб интересных встреч».

Ведущий. Обратите внимание на афишу: сегодня всех посетителей клуба ожидают встречи с персонажами сказки «Снежная королева». Давайте заглянем туда поскорее, чтобы не пропустить самое интересное. У нас будет возможность побеседовать со сказочными героями.

Условия игры. Для участия в конкурсе ведущий приглашает по два игрока от каждой команды - всего четырех человек, которые будут состязаться попарно. В ходе конкурса ребята смогут побывать на месте героев сказки «Снежная королева», как бы перевоплотиться в них и ответить на ряд вопросов ведущего, связанных с «жизнью» этих персонажей на страницах книги. Беседе предшествует «этап узнавания» героями самих себя: игроки получают карточки, содержащие словесный портрет героя, и, ознакомившись с описанием, должны сказать, кто это. Затем ведущий приступает к своего рода «интервью». За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

Задание представителю команды 1.

Снежная королева

Узнайте героиню: «Она была так прелестна и нежна... Глаза ее сверкали, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни кротости. <...> Кай взглянул на нее: она была так хороша! Более умного, прелестного лица он не мог себе представить».

Вопросы:

1. Северный олень рассказал о вашей летней резиденции и постоянном месте жительства. Не поведаете ли нам сами о том, где они находятся? («Летний шатер» королевы «раскинут» в Лапландии, а «постоянные ее чертоги — у Северного полюса, на острове Шпицберген».)

2. Какое зеркало вы называли «лучшим зеркалом в мире»? («Посреди самой большой... залы находилось замерзшее озеро. Лед треснул на нем на тысячи кусков, ровных и правильных на диво. Посреди озера стоял трон Снежной королевы: на нем она восседала, когда бывала дома, говоря, что сидит на зеркале разума...»)

3. Помимо забавы заглядывать в окна домов, у вас есть еще одно увлечение: белить «котлы» - кратеры огнедышащих гор. Покажите на карте эти вулканы. (Везувий и Этна.)

Задание представителю команды 2.

Кай

Узнайте героя: «Она так живо представила себе его умные глаза, длинные волосы, улыбку... Как он улыбался ей, когда они, бывало, сидели рядышком...»

Вопросы:

1. Герда очень испугалась, услышав бабушкин рассказ о Снежной королеве. А вы, помнится, предложили весьма действенный способ борьбы со злой волшебницей. Какой? («Я посажу ее на теплую печку, вот она и растает!»)

2. Возьмите в руки лупу и искусственную снежинку. Какая существует связь между этими предметами? (Увеличительное стекло позволило Каю разглядеть «красоту и правильность линий» снежинок. Героя приводили в восторг эти творения неживой природы: «Видишь, как искусно сделано! Это куда интереснее настоящих цветов! И какая точность! Ни одной неправильной линии! Ах, если бы они только не таяли!»)

3. В чертогах Снежной королевы вы были увлечены «ледяной игрой разума». В чем состояла эта игра? («Кай... складывал разные затейливые фигуры из льдин... В его глазах эти фигуры были чудом искусства, а складывание их - занятием первой важности... Он складывал из льдин и целые слова, но никак не мог сложить того, что ему особенно хотелось, - слово «вечность».) Удалось ли вам, в конце концов, сложить это слово? (Когда Кай и Герда встретились, «льдины пустились в пляс, а когда устали, улеглись и составили то самое слово...»)

Задание представителю команды 1.

Герда

Узнайте героиню: «Волосы вились, и кудри окружали свеженькое, круглое, словно роза, личико девочки золотым сиянием».

Вопросы:

1. Однажды вы воскликнули: «Как добры все люди и животные!» Докажите правоту данного суждения на конкретных примерах. (Воробышки сопереживали героине и поддерживали чириканьем, когда течением уносило лодку от берега. Большую помощь оказали придворные вороны, принц и принцесса, маленькая разбойница и, конечно, северный олень.)

2. Олень попросил финку наделить вас богатырской силой, на что старая северянка возразила: «Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать». В чем заключалась ваша необыкновенная сила? («Сила - в ее милом, невинном детском сердечке». Финка имела в виду доброту и любовь, которыми наполнена душа Герды и которые позволяют ей выдержать все испытания.)

3. Что помогло вам преодолеть ужасный холод и победить «полки снежных хлопьев» во владениях Снежной королевы? («Герда начала читать “Отче наш”... дыхание девочки превращалось в густой туман... но вот из него начали выделяться маленькие, светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках. <...> Ангелы приняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались... ангелы гладили ее руки и ноги, и ей не было уже так холодно».)

Задание представителю команды 2.

Маленькая разбойница

Узнайте героиню: «...была ростом с Герду, но сильнее, шире в плечах и гораздо смуглее. Глаза у нее были совсем черные, но какие-то печальные».

Вопросы:

1. Увидев, что Герда опасается разбойников, вы заявили, чтобы ее успокоить: «Они тебя не убьют, пока я не рассержусь на тебя! Они тебя не убьют, даже если я рассержусь на тебя...» Что вы имели в виду, говоря это? («...я лучше сама убью тебя!»)

2. «Терпеть не могу, когда...» - заметили вы однажды. Чего же вы не любите больше всего? («...Когда хнычут».)

3. Встретив повзрослевших Кая и Герду, вы обратились к юноше: «Хотела бы я знать...» Продолжите высказывание. («...Стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света?»)

IV. Конкурс «Мысль изреченная...».

Ведущий. В сказках Андерсена (и «Снежная королева» не является исключением) содержится немало мудрых суждений, принадлежащих как автору-повествователю, так и различным героям.

Условия игры. Командам предлагается «пакет» заданий, которые записаны на карточках либо представлены на слайдах презентации. «Цена» правильного ответа - 0,5 балла.

Задание команде 1.

1. Вставьте «ключевое» слово в высказывание и укажите, какой герой произносит эту фразу: «Поцелуй девушки дороже золота- он идет прямо от [чего?]». (Сердца. Одуванчик.)

2. Продолжите фразу и укажите, кому она принадлежит: «Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем...» («...Знать больше, чем теперь». Автор.)

Задание команде 2.

1. Вставьте «ключевое» слово в высказывание и укажите, какой герой произносит эту фразу: «Хорошо иметь верный [что?] на старости лет». {Кусок хлеба. Ворон и Ворона.)

2. Продолжите фразу и укажите, кому она принадлежит: «Каждый ведь ищет жену...» («...Себе под стать». Автор.)

V. Викторина «Сказочный цветник».

Ведущий. Посмотрите, какой прекрасный, поистине сказочный цветник! «Что за красота, что за благоухание! Во всем свете не сыскать книжки с картинками пестрее, красивее этого цветника». Поговорим об экземплярах, составляющих гордость хозяев цветника.

Условия игры. На слайде презентации представлены фотографии цветов. Отвечая на вопросы ведущего, обучающиеся должны выбрать нужное наименование из предложенного ряда. «Стоимость» правильного ответа - 1 балл.

Изобразительный ряд: 1) ромашка; 2) роза; 3) фиалка; 4) лилия; 5) одуванчик; 6) подснежник.

Вопросы команде 1.

1. Какой цветок Герда назвала «маленьким ясным солнышком»? (Одуванчик.)

2. В форме какого цветка были сделаны постельки принца и принцессы? (В форме лилии.)

Вопросы команде 2.

1. Лепестками какого цветка была набита перина, на которой спала Герда «в гостях» у «женщины, умевшей колдовать»? (Фиалки.)

2. «...Тут были цветы всех сортов, всех времен года». А какого цветка все-таки не было в цветнике у «женщины, умевшей колдовать»? (Розы.)

VI. Конкурс «Живой уголок».

Ведущий. Тропинка привела нас в «живой уголок». Птицы и звери являются полноправными героями сказочного повествования, они сочувствуют Герде и помогают в поисках Кая. В тексте немало многозначительных упоминаний о разных представителях фауны.

Условия игры. На слайде презентации, плакате или стенде изображены животные. Отвечая на вопросы ведущего, обучающиеся должны выбрать нужное наименование из предложенного ряда. «Стоимость» правильного ответа - 1 балл.

Изобразительный ряд: 1) баран; 2) еж; 3) змея; 4) медведь; 5) голубь; 6) олень.

Вопросы команде 1.

1. На каких животных походили «передовые войска» Снежной королевы? (На ежей, змей, «медвежат с взъерошенной шерстью».)

2. С каким животным разбойница сравнила Герду? («Жирненькая, что твой барашек!»)

Вопросы команде 2.

1. Кто рассказал Герде о том, где находится Кай? (Голуби.)

2. Кто «доставил» Герду во владения Снежной королевы? (Олень.)

VII. Устная викторина «Окно в природу».

Ведущий. «Самое значительное у меня - мое понимание природы...» - писал Х.-К. Андерсен. - Не приспособлены еще наши глаза, чтобы разглядеть всю красоту природы, но когда-нибудь мы этого достигнем. Это будет сказкой из сказок...» У Андерсена многие природные явления получают необыкновенное, поистине сказочное истолкование. Вот, например...

Вопросы команде 1.

1. Коротая с детьми зимние вечера, бабушка рассказывала им разные истории. Как-то она поведала про то, что такое снег и откуда берутся ледяные узоры на окнах. Помните ли вы эту историю? («На дворе ветер крутил снег.

- Это роятся белые пчелки! - говорила старая бабушка.

- А у них тоже есть королева? - спрашивал мальчик.

- Есть, - отвечала бабушка. - Она там, где рой всего гуще... Часто по ночам пролетает она по городским улицам и заглядывает в окошки, и стекла тогда покрываются ледяными узорами, словно цветами».)

2. Какая легенда бытовала среди жителей Крайнего Севера о возникновении северного сияния? (Герда услышала от лапландки историю о том, что «Снежная королева живет на даче и каждый вечер зажигает голубые бенгальские огни».)

Вопросы команде 2.

1. Как описано передвижение Снежной королевы в пространстве? Какие атмосферные явления она «приспособила» для транспортировки? («В тот же миг Снежная королева взвилась с ним на темное свинцовое облако, и они понеслись вперед». «...Никогда не остается на земле - вечно носится на черном облаке».)

2. Мудрость финки, по словам оленя, заключалась в могуществе над силами природы. Какими атмосферными явлениями с легкостью повелевала героиня? («Я знаю, что ты можешь связать одной ниткой все четыре ветра...»)

Каждый правильный ответ увеличивает командный счет на 1 балл.

VIII. Кроссворд «Всякая всячина».

Ведущий. Устали? Давайте присядем и отдохнем. А чтобы не скучать, разгадаем кроссворд. В каждом художественном произведении множество интересных, запоминающихся деталей. Они-то и будут в центре нашего внимания при выполнении этого конкурсного задания.

Условия игры. Команды получают листы с одинаковым заданием, на выполнение которого отводится не более 5 минут. Затем соревнующиеся сдают листы ведущему, осуществляющему судейство в зависимости от того, сколько строк удалось заполнить командам в течение отведенного времени. За каждую заполненную строку целесообразно присуждать 1 балл. Проверка выполнения задания проводится вслух.

По горизонтали:

1. Подарок речке, сделанный Гердой.

2. Плоды, которые Герда вкушала в гостях у «женщины, умевшей колдовать».

3. Несвойственный женщинам волосяной покров на лице у старухи разбойницы.

4. Время года, которое никогда не кончалось в саду у «женщины, умевшей колдовать».

5. «Материал» животного происхождения, на котором писала письмо лапландка.

6. Грезы придворных, разгуливавшие по коридорам и залам королевского дворца.

7. Драгоценность, на которой восседала принцесса во время приемов во дворце.

8. Слово, которое должен был сложить из льдинок Кай по приказанию Снежной королевы.

Заполненная строка по вертикали облегчает пятиклассникам выполнение задания.

(Ответы: 1. Башмаки. 2. Вишни. 3. Борода. 4. Лето. 5. Треска. 6. Сны. 7. Жемчужина. 8. Вечность.)

IX. Конкурс «Музей искусств».

Ведущий. Одна из местных достопримечательностей - музей изобразительных искусств. Здесь как раз проходит выставка «Лики королевы».

Условия игры. Ведущий обращает внимание соревнующихся на слайды презентации (стенд, плакат), где размещены работы известных художников-иллюстраторов (В. Конашевича, А. Архиповой, В. Ерко, К. Бирмингема, А. Яцкевича), и просит пятиклассников поделиться впечатлениями.

Вспомогательные вопросы:

1. Соответствуют ли образы на иллюстрациях вашему представлению о Снежной королеве?

2. Какие иллюстрации показались вам наиболее удачными? Почему?

Ребята демонстрируют собственные иллюстрации к сказке «Снежная королева», выполненные заранее. Учитель организует выставку детских работ, во время которой создатели иллюстраций выходят к доске и дают комментарии к своим рисункам, рассказывая, какой им видится ее королевское величество.

X. Конкурсное (домашнее) задание «Театр сказки».

Ведущий. Как быстро прошел день! Вот уж и вечер наступил - самое время отправиться в театр. Главное - не опоздать, поскольку представление вот-вот начнется!

Условия игры. Команды показывают заранее подготовленные мини-спектакли. Можно инсценировать не собственно сказку Андерсена «Снежная королева», а ее интерпретацию - одноименную пьесу Евгения Шварца. Одна команда может осуществить постановку сцены первого действия (например, начиная словами Советника: «Здравствуйте, хозяйка» - и заканчивая его же репликой: «Я дойду до самой королевы»; можно чуть «продлить» инсценировку - завершить ее рассказом Сказочника о встрече со Снежной королевой). Второй группе учеников целесообразно предложить для инсценирования финал пьесы, начиная словами Сказочника: «Вы слышите? Ступеньки радуются» - и заканчивая «хоровым» «Пурре-базилюрре!».

Качественный уровень инсценировок оценивается по пятибалльной системе.

По окончании игры подводятся итоги, награждаются победители.

XI. Заключительное слово.

Ведущий. Великий сказочник подарил миру множеств© чудесных произведений. Сказки Андерсена учат уважать честных, трудолюбивых, бескорыстных и мужественных людей, преданно любить и понимать настоящую красоту. Хочется надеяться, что, прочитав андерсеновские «истории», люди станут добрее и мудрее. Я уверен, что сегодня вы получили огромное удовольствие от прогулки по «Саду одной сказки».

Рекомендуем посмотреть:

Литературная викторина для детей 5-6 классов с ответами

Литературная игра для 8 класса с ответами

Игра викторина по басням Крылова, 5 класс

Загадки по сказкам для школьников с ответами

Литературные викторины для 9 класса с ответами

Нет комментариев. Ваш будет первым!