Беседа про ледоход для детей
Беседа на тему «Ледоход» для детей 5-8 лет
Ребята! Сегодня мы поговорим об одном знакомом вам явлении.
♦ Знаете ли вы, что происходит на реке в середине весны?
Отгадайте загадку.
Льдины несутся вниз по течению,
Кружатся льдины в быстром движении,
Словно весенний ведут хоровод.
Вы узнаёте, друзья? (Ледоход.)
Весной солнышко пригревает сильнее, сугробы оседают, снег становится серым, а лед на реках, прудах и озерах делается рыхлым, темнеет и тает. Между льдинами появляются трещины. Обычно это происходит в апреле, в середине весны. Повсюду тает снег, бегут бурные звонкие ручьи. Не напрасно апрель называют «месяцем живой воды». В конце апреля реки вскрываются, начинается ледоход.
♦ Что такое ледоход?
Это движение льда во время таяния. Льдины ломаются с треском, грохотом. Они плывут, словно огромные рыбины, иногда наскакивая друг на друга. Между льдинами появляются оконца синей чистой речной воды. Льдины плывут вниз по течению. Под лучами полуденного солнца они быстро тают. Талая вода заливает луга и низины. Начинается половодье.
Недаром, в народе апрель называют «ледоломом» и «снеголомом» — апрель ломает на реках лед и гонит отовсюду снег.
Ледоход начинается обычно с глухого, но сильного шума. На берегах рек собираются дети и взрослые, чтобы полюбоваться этим зрелищем. Масса льда движется по течению. Плывут льдины крупные и толстые, голубовато-зеленого или желтовато-белого цвета.
♦ Опишите, как выглядят льдины.
Они большие, рыхлые, подтаявшие сверху. В народе говорят: «Ледоход идет — щука хвостом лед ломает ».
Послушайте стихотворение.
Ледоход
Тонко веет влагой
Ветерок сырой.
В ямах и оврагах
Снег лежит горой.
Щука разбивает
Лед в реке хвостом,
А весна ломает
Золотым шестом.
Закружились льдины,
Быстро понеслись
Дружным хороводом
По теченью вниз.
Раз вода большая,
Значит, хороши
Будут урожаи
Ячменя и ржи.
Вырастет густая
На лугах трава,
В речке заиграют
Окунь и плотва.
Послушайте сказку.
Волшебные вороны
Зимой Саша каталась на санках с крутого речного обрыва. Сани быстро мчались вниз, взметая холодные облака колючей снежной пыли, а потом, плавно скользя, еще далеко катились по льду, почти до самой середины реки.
Морозы стояли сильные, и лед на реке был прочный. Кое- где на льду сидели рыбаки, закутанные в толстые шубы и тулупы. Саша заметила, что возле одного из рыбаков постоянно крутятся две вороны. Присмотревшись, удивилась: пока одна ворона скакала перед рыболовом, отвлекая его внимание, другая бочком-бочком подбиралась к только что пойманной мелкой рыбешке и тащила ее.
«Ишь, какие хитрые подружки-вороны», — подумала Саша.
— Дяденька! — сказала она, подходя к рыбаку, — а у вас ворона рыбку стащила.
— Да мне не жалко, — добродушно ответил тот. — Зимой птицам корм найти трудно, вот я их и угощаю, а они добро не забывают. Придет время, и вороны меня предупредят, что на лед выходить нельзя.
— Почему нельзя? — удивилась Саша.
— А потому что весной лед на реке становится рыхлым, тонким, особенно у берега. Можно невзначай и в ледяной воде искупаться!
— Как же вороны вас предупредят? — продолжала допытываться Саша.
— А очень просто! Подлетят ко мне поближе и скажут: «Кар- кар-кар! Василич! Завтра на рыбалку не выходи, опасно! Можно под лед провалиться!» Я их послушаюсь и останусь дома. Подожду, когда река ото льда очистится, снег кругом растает и трава зазеленеет. Вот тогда снова можно брать удочки и идти на реку.
— Разве вороны умеют говорить? — еще больше удивилась девочка. — Вы, наверное, шутите?
— Нет, не шучу, — серьезно ответил Василич. — Это ведь не простые вороны, а волшебные. Они в сказочном лесу живут, с самим старичком-лесовичком дружат, а тем, кто их прикармливает, всегда помогают.
Василич махнул рукой в сторону леса. Саша заметила, что лес и вправду сказочный — заиндевелый, похожий на снежный терем.
Василич собрал удочки и ушел, а Сашенька решила, что тоже будет угощать волшебных ворон.
На другой день девочка принесла из дома большой бутерброд. Села на санки и стала крошить хлеб, а вороны тут как тут.
Саша отошла в сторонку, чтобы не мешать птицам обедать. Перекусив, умные птицы стали важно расхаживать около девочки, и вдруг одна из них подняла голову, посмотрела на Сашу и негромко сказала: «Спасибо, Сашенька, спасибо!» Другая ворона закивала головой, соглашаясь с подругой.
Девочка просто ушам своим не поверила:
— Не обманул меня рыболов Василич. Вороны-то и вправду волшебные!
С тех пор она каждый день брала для птиц из дома какое - нибудь лакомство.
А между тем солнце с каждым днем поднималось все выше, пригревало сильнее, и на сугробах появилась блестящая ледяная корочка. Дни стали длиннее, а на ивовых кустах у реки весело и звонко чирикали стайки задорных воробушков. Лед на реке сделался рыхлым, следы от ног к полудню наполнялись талой водой.
Однажды Саша пришла на горку и заметила, что Василича на обычном месте нет. Только девочка хотела съехать на санках с горы, как у нее над головой закружились встревоженные вороны.
♦ Как вы думаете, почему встревожились вороны?
— Кар! Кар! Кар! — закричали они. — Саша! Сашенька! Не катайся больше с этой горки, лед на реке слабый, рыхлый, не выдержит и может проломиться.
— Хорошо, не буду, — ответила Саша.
Тут веревка невзначай выскользнула из ее рук, и сани съехали вниз с обрыва. Раздался треск, и они оказались в воде.
— Ай, ай, мои саночки! Как я теперь их достану?
— Не волнуйся, — успокоили девочку вороны, мы тебе поможем. Ты только на лед не выбегай, а то и сама в ледяной воде окажешься!
Вороны полетели в лес и позвали на помощь других птиц. Стая дружно схватила клювами веревку и вытащила сани из воды на берег.
Саша поблагодарила птиц, насыпала им хлебных крошек и пошла домой. «Видно, пора убирать санки до следующей зимы», — подумала девочка.
♦ Где Саша каталась на санках?
♦ С кем познакомилась девочка у реки?
♦ Что рассказал Саше рыболов Василич?
♦ Как помогали девочке волшебные вороны?
♦ Почему нельзя выходить на лед водоема весной и в начале зимы?
♦ Догадайтесь, где располагаются наиболее опасные участки льда весной: у берега или на середине водоема?
♦ Какие участки водоема наиболее опасны в начале зимы?
Ответьте на вопросы
1. Что такое ледоход?
2. Когда он начинается?
3. Что происходит со льдом на реке?
4. Куда плывут льдины?
5. Во что они превращаются?
6. Что происходит во время половодья?
Рекомендуем посмотреть:
Беседа на нравственную тему в подготовительной группе
Беседа о реке в старшей группе
Нет комментариев. Ваш будет первым!