Внеклассное занятие по экологии в начальной школе

Внеклассное занятие по экологии в начальной школе

Познавательное экологическое занятие для младших школьников

Игровая программа для учащихся начальных классов на тему «Поговорим о цветах»

Цели и задачи: воспитание бережного отношения к природе и сохранению экологического равновесия в природе; развитие умений сравнивать цветы, находить в них общие и отличительные черты; ознакомление ребят с понятиями — полевые, луговые и садовые цветы.

Оборудование: картинки, изображающие цветы: фиалка, колокольчики, ромашки, одуванчик, подснежник, роза, тюльпаны, гвоздика, василек, ландыши, мать-и-мачеха; тетрадь, цветные карандаши.

Учитель.

Мы с вами гуляли в парке, что изменилось в природе? (Появились маленькие зеленые листочки, травка, подснежники).

Какие цветы вы знаете? (Ответы детей).

Для чего нужны цветы? (Ответы детей).

Поэты очень часто пишут стихи о прекрасном. Много стихов написано и о цветах. Послушайте. Я буду читать стихи, а вы найдите картинку, изображающую этот цветок. (Учитель читает стихи, дети показывают соответствующую картинку.)

Ландыш

Родился ландыш в майский день

И лес его хранит.

Мне кажется: его задень —

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг,

И птицы, и цветы...

Давай послушаем, а вдруг

Услышим — я и ты?

Автор: Е. Серова

Фиалка

На солнечной опушке

Фиалка расцвела,

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

В траве она хоронится,

Не любит лезть вперед,

Но всякий ей поклонится

И бережно возьмет.

Автор: Е. Серова

Подснежник

Прибежал подснежник

В мартовский лесок,

Заглянул подснежник

В чистый ручеек.

И, себя увидев,

Крикнул: «Вот те на!

Я и не заметил,

Что пришла весна».

Автор: Л. Кудрявская

Мать-и-мачеха

Золотые лепестки,

Хрупкий стебелек,

Распустился у реки

Солнечный цветок.

Только тучка набежала,

Сжались лепесточки.

На зеленых стебельках

Круглые комочки.

Автор: Я. Нищева

Одуванчик

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет, нарядится

В желтенькое платьице.

Автор: Я. Нищева

Учитель. Я могла бы прочитать очень много стихотворений и на это ушло бы очень много времени. Назовите цветы на картинках, которые вы отобрали, слушая стихи. (Ландыш, фиалка, подснежник, мать-и-мачеха, одуванчик.)

Дело в том, что если наблюдать за природой, то мы увидим, как она каждый месяц, неделю, а может быть, и день — меняется. Солнышко пригрело — снег растаял, появилась травка, и вот в марте мы увидели первый весенний цветок. Какой это цветок? (Подснежник) Верно, это подснежник, и на пригорках появились желтые цветы, вспомни, как они называются? (Мать-и-мачеха) Странное название для цветка — «мать-и-мачеха». А знаете, почему так назвали цветок? Если потрогать лепестки этого цветка, то с одной стороны они теплые, а с другой стороны — холодные. Кто свое тепло отдает своему ребенку? (Мама) Ну, а холодное — это мачеха, то есть не родная мама. Вот по этим признакам и назвали цветок мать-и-мачеха.

Учитель предлагает из картинок с цветами отобрать те, которые соответствуют месяцам весны. Например: март — подснежник, апрель — мать-и-мачеха, май — фиалка, одуванчик, ландыш, сирень, тюльпан, нарцисс.

Учитель. В апреле в лесу можно увидеть фиалки, их собирают в букетики.

На смену весенним лесным цветам расцветают садовые: уже в мае можно увидеть букетики тюльпанов, нарциссов, сирени. Почему люди покупают цветы? (Они красивые, душистые.) Я думаю, что они поднимают настроение. И я заметила, что тот, кому дарят цветы, обязательно улыбается. А человек улыбается, когда ему хорошо. Верно? Давайте сравним два цветка — подснежник и садовый тюльпан. (Учитель показывает учащимся картинки подснежника и тюльпана садового.)

Назовите, чем они похожи. (У этих цветов есть корень, стебель, листья, цветок.)

А чем они не похожи? (Подснежник растет в лесу, а тюльпан в саду; подснежник вырастает в лесу сам, а тюльпан надо посадить и ухаживать за ним; подснежник появляется в марте, а тюльпан в мае; у подснежника белые лепестки цветка, а у тюльпана — красные; у подснежника короткий, тонкий стебель, а у тюльпана длинный, похожий на трубочку; у подснежника резные листья, а у тюльпана длинные, похожие на овал.)

Молодцы, вы очень внимательны и все правильно назвали. А теперь подберите эпитеты к подснежнику. Какой он? (Подснежник нежный, красивый, хрупкий.)

А к тюльпану какие слова вы подберете? (Тюльпан красивый, душистый.)

А почему определения «хрупкий», «нежный» вы назвали, говоря о подснежнике? (Ответы детей.)

Назовите цветы, которые растут летом и украшают наш сад. (Астры, розы, гладиолусы.) Где растут эти цветы? (В саду)

Как называются одним словом цветы, которые растут в степи или в поле? (Полевые)

Какие цветы растут в степи или в поле? (Ромашки, колокольчики.)

Учитель (добавляет). Чертополох, гвоздики. Я назову цветы, а вы определите их одним коротким предложением: ромашка, колокольчик, клевер, лютик, василек. (Это полевые цветы.)

А теперь поиграем. Я буду называть цвет, а вы — цветок.

Учитель

Ученики

Красный

Тюльпан

Белая

Ромашка

Синий

Василек

Голубой

Колокольчик

Учитель предлагает ученикам поиграть в известную детскую игру «Садовник». Все в классе загадывают себе цветок (имя для игры). Ведущий-учитель начинает игру.

Учитель. Я садовником родился... Все цветы мне надоели, кроме Розы.

Ученик с «именем» Роза. Ой!

Садовник. Что с тобой?

Роза. Влюблена!

Садовник. В кого?

Роза. В ромашку!..

И так далее..

По завершении игры учитель просит учеников объяснить, почему они выбрали именно эти цветы? Какие из названных цветов полевые, а какие садовые?

Подведение итогов игрового занятия

Рекомендуем посмотреть:

Экологический праздник в школе. Сценарий

Нет комментариев. Ваш будет первым!