Внеклассное занятие по экологии в начальной школе
Познавательное экологическое занятие для младших школьников
Игровая программа для учащихся начальных классов на тему «Поговорим о цветах»
Цели и задачи: воспитание бережного отношения к природе и сохранению экологического равновесия в природе; развитие умений сравнивать цветы, находить в них общие и отличительные черты; ознакомление ребят с понятиями — полевые, луговые и садовые цветы.
Оборудование: картинки, изображающие цветы: фиалка, колокольчики, ромашки, одуванчик, подснежник, роза, тюльпаны, гвоздика, василек, ландыши, мать-и-мачеха; тетрадь, цветные карандаши.
Учитель.
Мы с вами гуляли в парке, что изменилось в природе? (Появились маленькие зеленые листочки, травка, подснежники).
Какие цветы вы знаете? (Ответы детей).
Для чего нужны цветы? (Ответы детей).
Поэты очень часто пишут стихи о прекрасном. Много стихов написано и о цветах. Послушайте. Я буду читать стихи, а вы найдите картинку, изображающую этот цветок. (Учитель читает стихи, дети показывают соответствующую картинку.)
Ландыш
Родился ландыш в майский день
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень —
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы...
Давай послушаем, а вдруг
Услышим — я и ты?
Автор: Е. Серова
Фиалка
На солнечной опушке
Фиалка расцвела,
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
В траве она хоронится,
Не любит лезть вперед,
Но всякий ей поклонится
И бережно возьмет.
Автор: Е. Серова
Подснежник
Прибежал подснежник
В мартовский лесок,
Заглянул подснежник
В чистый ручеек.
И, себя увидев,
Крикнул: «Вот те на!
Я и не заметил,
Что пришла весна».
Автор: Л. Кудрявская
Мать-и-мачеха
Золотые лепестки,
Хрупкий стебелек,
Распустился у реки
Солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки.
На зеленых стебельках
Круглые комочки.
Автор: Я. Нищева
Одуванчик
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет, нарядится
В желтенькое платьице.
Автор: Я. Нищева
Учитель. Я могла бы прочитать очень много стихотворений и на это ушло бы очень много времени. Назовите цветы на картинках, которые вы отобрали, слушая стихи. (Ландыш, фиалка, подснежник, мать-и-мачеха, одуванчик.)
Дело в том, что если наблюдать за природой, то мы увидим, как она каждый месяц, неделю, а может быть, и день — меняется. Солнышко пригрело — снег растаял, появилась травка, и вот в марте мы увидели первый весенний цветок. Какой это цветок? (Подснежник) Верно, это подснежник, и на пригорках появились желтые цветы, вспомни, как они называются? (Мать-и-мачеха) Странное название для цветка — «мать-и-мачеха». А знаете, почему так назвали цветок? Если потрогать лепестки этого цветка, то с одной стороны они теплые, а с другой стороны — холодные. Кто свое тепло отдает своему ребенку? (Мама) Ну, а холодное — это мачеха, то есть не родная мама. Вот по этим признакам и назвали цветок мать-и-мачеха.
Учитель предлагает из картинок с цветами отобрать те, которые соответствуют месяцам весны. Например: март — подснежник, апрель — мать-и-мачеха, май — фиалка, одуванчик, ландыш, сирень, тюльпан, нарцисс.
Учитель. В апреле в лесу можно увидеть фиалки, их собирают в букетики.
На смену весенним лесным цветам расцветают садовые: уже в мае можно увидеть букетики тюльпанов, нарциссов, сирени. Почему люди покупают цветы? (Они красивые, душистые.) Я думаю, что они поднимают настроение. И я заметила, что тот, кому дарят цветы, обязательно улыбается. А человек улыбается, когда ему хорошо. Верно? Давайте сравним два цветка — подснежник и садовый тюльпан. (Учитель показывает учащимся картинки подснежника и тюльпана садового.)
Назовите, чем они похожи. (У этих цветов есть корень, стебель, листья, цветок.)
А чем они не похожи? (Подснежник растет в лесу, а тюльпан в саду; подснежник вырастает в лесу сам, а тюльпан надо посадить и ухаживать за ним; подснежник появляется в марте, а тюльпан в мае; у подснежника белые лепестки цветка, а у тюльпана — красные; у подснежника короткий, тонкий стебель, а у тюльпана длинный, похожий на трубочку; у подснежника резные листья, а у тюльпана длинные, похожие на овал.)
Молодцы, вы очень внимательны и все правильно назвали. А теперь подберите эпитеты к подснежнику. Какой он? (Подснежник нежный, красивый, хрупкий.)
А к тюльпану какие слова вы подберете? (Тюльпан красивый, душистый.)
А почему определения «хрупкий», «нежный» вы назвали, говоря о подснежнике? (Ответы детей.)
Назовите цветы, которые растут летом и украшают наш сад. (Астры, розы, гладиолусы.) Где растут эти цветы? (В саду)
Как называются одним словом цветы, которые растут в степи или в поле? (Полевые)
Какие цветы растут в степи или в поле? (Ромашки, колокольчики.)
Учитель (добавляет). Чертополох, гвоздики. Я назову цветы, а вы определите их одним коротким предложением: ромашка, колокольчик, клевер, лютик, василек. (Это полевые цветы.)
А теперь поиграем. Я буду называть цвет, а вы — цветок.
Учитель |
Ученики |
Красный |
Тюльпан |
Белая |
Ромашка |
Синий |
Василек |
Голубой |
Колокольчик |
Учитель предлагает ученикам поиграть в известную детскую игру «Садовник». Все в классе загадывают себе цветок (имя для игры). Ведущий-учитель начинает игру.
Учитель. Я садовником родился... Все цветы мне надоели, кроме Розы.
Ученик с «именем» Роза. Ой!
Садовник. Что с тобой?
Роза. Влюблена!
Садовник. В кого?
Роза. В ромашку!..
И так далее..
По завершении игры учитель просит учеников объяснить, почему они выбрали именно эти цветы? Какие из названных цветов полевые, а какие садовые?
Подведение итогов игрового занятия
Рекомендуем посмотреть:
Нет комментариев. Ваш будет первым!