Внеклассное мероприятие по математике 8 класс к неделе математики в школе

Сценарий музыкального математического спектакля для учащихся 7-9 классов «Еще раз про зеро»

Авторский комментарий. Рекомендуется все песни записать на фонограмму, это позволит танцевать и двигаться свободно и не зависеть от микрофона, а слова песен будут понятны.

Все роли ученых исполняет один учитель (неплохо, если это учитель математики, физики или информатики).

Все монологи Нолика идут с продуманными паузами перед закрытым занавесом, в это время меняются декорации и переодеваются другие действующие лица.

В роли чисел на числовой прямой - ученицы младших классов, достаточно трех положительных и трех отрицательных чисел. Им делаются шапочки с надписями: +1; +2; +3 и -1; -2; -3.

В танцах занято то количество девочек, которое позволяет сцена или творческие возможности детей.

В основных ролях заняты ученики 7-9 классов.

Желаю вам успехов в постановке спектакля. Уверена, что математическая тематика неисчерпаема в сценическом плане, в чем вы сможете убедиться на примере следующего спектакля «История одной задачи».

Ход мероприятия

Учитель (мужчина). В давние, давние времена, когда люди еще только придумывали числа, появился среди чисел Ноль. Но никто не знал его место и его предназначение, включая его самого. И однажды Ноль решил найти свое место в математике и отправился в путь...

Впрочем, так ли было на самом деле - никто не знает. Это - наша версия. Мы начинаем игру!

Учитель (женщина).

В одной знакомой стороне,

В математической стране,

Шло время как-то неактивно,

Хотя, возможно, позитивно.

 

Там цифры медленно бродили,

И пять на пять весь день делили.

А перемножив два и два,

У них кружилась голова.

 

Таблицы Брадиса листая,

Скучала тихо запятая.

А робкий синус, чуть дыша,

Задачу с тангенсом решал.

 

Плюс от работы перегрелся,

А интеграл дробей объелся.

Знак равенства в тиши дремал,

А минус песню напевал.

 

Там производные в тени

Уныло проводили дни.

А логарифм, устав от дел,

С квадратом за углом сидел.

 

Все было тихо, сонно, вяло,

Вся математика завяла.

Казалось, все чего-то ждут...

И - Ноль явился, тут как тут!

Нолик. Здравствуйте! Я - Нолик! Вы думаете, я просто Ноль? Да. Я - просто Ноль! Я даже не знаю, зачем я нужен, в чем смысл моего существования, откуда я вообще взялся?!

Многие в математике не любят меня. Например, на меня нельзя делить, у меня нет и не может быть знака...

А вот посмотрите, очень кстати, дом выдающегося английского ученого Исаака Ньютона. Возможно, он прольет свет на мою темную судьбу? May be he can help me? Попробую с ним поговорить!

В доме у Ньютона. Ньютон, Степень и Единица (прислуга). Ньютон, бросая шпагу на пол, бормочет.

Ньютон. Все тела падают на землю, вот и это упало. В этом есть что-то всемирное. Надо открыть закон. Как бы его назвать? Точно, так и назову: Закон всемирного тяготения. (Пишет на доске. Единица вводит Нолика.)

Единица. К Вам Нолик, сэр.

Ньютон вручает Нолику вторую шпагу, они фехтуют под песню «Давным-давно» из телефильма «Гусарская баллада».

Скажите, мистер Ньютон, честно,

Хотя, наверное, Вам это все равно,

Какое занимаю место,

И как давно, и как давно, и как давно?

 

Скажите, где же я родился,

И мне, поверьте, это вовсе не смешно,

В каком разделе пригодился,

И как давно, и как давно, и как давно?

(Отдали шпаги Степени с Единицей.)

Скажите, кто я в этом мире –

Я пустота, пустое множество, зеро?!

За что меня так невзлюбили,

И как давно, и как давно, и как давно?

 

Скажу открыто, без обмана,

И всей наукой это право мне дано,

Вокруг тебя полно тумана,

Давным-давно, давным-давно, давным-давно.

 

Тебе придется потрудиться,

Так отправляйся в путь-дорогу, решено!

С тобою Степень с Единицей

Тут заодно, тут заодно, тут заодно!

Нолик (перед занавесом). Ну что ж! В путь, так в путь! Ньютон, конечно, был гениальным физиком, но, увы, не ему принадлежит честь открытия нуля.

Однако он предоставил мне попутчиц - «Степень с Единицей со мною заодно...» А почему, собственно, заодно? А, я понял - любое число в нулевой степени равно единице.

Да где же они? Истинные дамы - пошли переодеваться.

А район что-то не слишком спокойный, как бы мне не столкнуться с давними моими недругами - знаками Деление и Корень.

Знаки Деление и Корень (перед занавесом, танцуют.

Музыка: «Песня разбойников» из мультфильма «Бременские музыканты».)

Весь мир у нас в руках,

Мы звезды континентов.

Разбили в пух и в прах

Проклятых конкурентов...

 

Мы к вам заехали на час,

Привет, бонжур, хелло!

А ну скорей любите нас,

Вам крупно повезло!

 

Ну-ка, все вместе,

Уши развесьте!

Лучше по-хорошему –

Хлопайте в ладоши вы!

(Из-за занавеса выглядывает, а затем появляется Нолик.)

Мы делим все подряд

И извлекаем корни,

Попробуй убежать,

Коль ты такой проворный!

 

Увы, на ноль делить нельзя,

Ты нам как в горле нож!

Тебя отправим далеко,

Что даже не найдешь.

 

В Грецию прямо

Следуй упрямо.

Лучше по-хорошему –

Шевели калошами!

Нолик (на сцепе стоят девочки в белых тупиках, среди них - Степень с Единицей.) Вау! Я в Древней Греции! И Степень с Единицей тоже здесь!

И правда, Греция подарила миру таких гениев науки, как Пифагор, Архимед. Евклид...

Фортуна нон датур. Ин манус нон реципиере, как говорили древние, удачу просто так в руки не возьмешь...

Поищу здесь свое начало, возможно, удача мне и улыбнется...

Танец. Нолик с Архимедом у края сцены работают с треугольником, с линейкой и т. п., Степень, Единица и другие - танцуют.

Музыка: группа «Агата Кристи», «Сказочная тайга».

Жил в Сиракузах ученый один,

Он верный народа великого сын.

А имя его - Архимед, Архимед,

Он дал нам на сотни вопросов ответ.

 

Однажды ученый был вызван царем

В приемную залу на тайный прием.

Дал царь Архимеду задачу тогда,

Тот к ней приложил очень много труда.

Припев: проигрыш.

 

Задача была про корону дана —

Какие металлы содержит она,

Из чистого золота или же нет –

Был нужен царю очень точный ответ.

 

Ученый купался в обеденный час,

Решенье задачи нашел он тотчас.

Он громко воскликнул: «О, эврика! Есть!»

И новый закон в нашей физике есть!

Припев: И учат в веках все, от внука до деда,

Закон Архимеда, закон Архимеда!

Нолик с Архимедом.

Архимед. Мой юный друг! Древние греки были великими математиками, но они ничего не знали о Нуле. Тебе необходимо снова отправляться в путь, только опасайся встречи с Катетом и Гипотенузой из теоремы Пифагора, они не любят тебя. Ведь если катет и гипотенуза равны нулю, то треугольника не существует.

Музыка из телефильма «Золотое руно». Песня «Арго».

Нолик, Катет и Гипотенуза танцуют сиртаки.

О, Ноль! Теорему Пифагора слышал вечную?

О, Ноль! Ты - как будто треугольник недочерченный.

Катет, мы с тобой связаны судьбой,

Мы с тобой по жизни, Катет, пара вечная!

 

О, Ноль! Только беды ты приносишь и несчастия.

О, Ноль! В геометрии встречаешься нечасто ты.

Ноль в конце концов создан для глупцов,

Ты какое-то не дробное, не частное.

 

О, Ноль! Не закончились, увы, твои скитания.

О, Ноль! Ждет сейчас тебя опять дорога дальняя.

Путь твой на восток, утренний цветок,

Пожалеешь, что назначил нам свидание.

Нолик. В дорогу, снова в дорогу, на этот раз на восток... А куда именно на восток - в Индию или страны Арабского халифата? В Мекку, Дели или в Багдад?

Аль джебра, аль мукабала! Восток - дело тонкое, как бы не промахнуться.

А на востоке, а на востоке законы-нравы весьма жестоки... Может быть, Степень с Единицей в нужном месте окажутся? Как только я без них остаюсь, сразу попадаю в неприятности.

Как, однако, жарко, и во рту пересохло, скорее бы уж добраться...

Танец восточных девушек с шарфами (с платками).

Музыка: песня «Учкудук».

На авансцене сидят по-турецки и играют в шахматы Нолик и Аль-Хорезми.

Горячее солнце, горячий песок.

Горячие губы, воды бы глоток...

В горячей пустыне так долго брели –

Скажи мне, ученый, куда же пришли?

Припев:

О мой друг! Ты на месте!

У меня, у меня есть хорошие вести!

Ты на родине древней своей,

Э-ге-гей!

 

Поведай скорее, таинственный страж!

А может быть, ноль - это только мираж?

А может быть, это - усталости бред?!

И нету ответа, решения нет!

Припев:

О мой друг! Все прекрасно!

Ты рожден на Востоке, и всем это ясно!

Ты на родине древней своей,

Э-ге-гей!

 

А что будет дальше, куда мне идти?

И как свое место под солнцем найти?

Где место в науке я должен занять?

И зла я прошу на меня не держать!

Припев:

О мой друг! Путь к Декарту

Я тебе укажу, укажу путь на карте!

Отправляйся в дорогу смелей,

Э-ге-гей!

Аль-Хорезми (говорит Нолику перед занавесом). Достопочтенный Ноль! Мы создали тебя, мы научились с твоей помощью записывать большие числа, но больше ничего о тебе не знали. Отправляйся дальше, найди свое место под солнцем.

Нолик. Путь к Декарту... Рене Декарт! Выдающийся французский математик, философ, блестящий офицер. Салю! Савва! Же ма пель Зеро!

Я говорю по-французски, но Декарт много лет жил и работал в Голландии и Швеции. На каком же языке с ним теперь говорить?!

Куда на этот раз забросит меня судьба? Услышу ли я наконец ответы на свои вопросы?

На сцене Декарт, положительные и отрицательные числа, Нолик.

Музыка: песенка «Жил на свете добрый жук» из кинофильма «Золушка».

Ну-ка, числа, встаньте в ряд,

Все подряд, все подряд.

Положительный отряд,

Отрицательный отряд.

 

Между ними ставим Ноль.

Точно Ноль? Правда, Ноль!

Будет здесь он основной.

Самый основной.

 

Если вправо мы пойдем,

Что найдем, здесь найдем?

Числа с плюсом мы найдем,

Вот что здесь найдем.

 

Если влево мы пойдем,

Что найдем, здесь найдем?

Числа с минусом найдем,

Вот что мы найдем.

 

Между ними Ноль стоит,

Да, стоит, тут стоит.

Он как будто говорит:

Путь для всех открыт!

 

Ноль - начало координат,

И абсцисс, и ординат.

Ноль - начало на прямой,

Числовой прямой.

 

Значит, вот он я какой!

Он такой, он такой.

Я - серьезный, деловой,

Прямо ой-ёй-ёй!

Декарт. Нолик! Ты узнал свое место на числовой прямой! Но ты так же равноправен в действиях и вычислениях! С тобой дружат многие знаки и числа! Посмотри сам!

На сцене появляются числа и знаки (с соответствующими табличками в руках), встают полукругом, между ними в середине Нолик.

Песня из мультфильма «Умка», «Колыбельная».

Единица.

Я цифра небольшая,

Я что-то предвкушаю,

Если Ноль приставить ко мне –

Чудо приключилось,

Десять получилось –

Это очень нравится мне!

Знаки «Плюс» и «Минус», Косинус и Синус.

Знаки «Плюс» и «Минус»,

Косинус и Синус -

Нам с тобою, Ноль, по пути!

Сложными путями,

Интернет-сетями

Будем по науке идти.

Степень.

Степень нулевая,

Все преодолевая,

В единицу всех превратит!

Вот какая штука,

Хитрая наука,

Вы ее грызите гранит!

Запятые.

Вот и запятые,

Мы знаки непростые.

Ты поставь нас после нуля –

И дробью десятичной,

Очень эстетичной

Вдруг обогатится Земля!

Дискриминант.

Дискриминант из корня –

Я судьбой доволен –

Уравненье можно решить!

Решенье существует,

Никто не протестует,

И с нулем мне можно дружить!

Знаки умножения.

Знаки умножения

Приняли решение:

Умножаем ноль на число –

Получаем, Нолик,

Твой рекламный ролик,

Как тебе, дружок, повезло!

На сцене все участники спектакля, Нолик в середине.

Музыка: «Я, ты, он, она, вместе - целая страна».

Нолик.

Я, ты, он, она,

Вместе - целая страна!

Вместе - дружная семья!

Среди чисел - равный я!

Я доволен, я спасен,

В математику внесен.

Ты, он, все вокруг,

У друзей сто тысяч рук.

На сцене все те же.

Музыка: «По секрету всему свету».

Всем, всем, всем и каждому скажу:

Я, я, я секретов не держу,

Я, я - очень нужный, важный Ноль,

Я - положительный герой!

 

Кто, кто, кто не знает про меня?

Все, все, все теперь мои друзья!

Стал, стал, стал теперь я в общий строй.

Я - положительный герой!

Припев:

Ля-ля-ля, жу-жу-жу,

Ля-ля-ля, жу-жу-жу.

По секрету всему свету,

Я про Нолик расскажу.

 

Мы, мы будем Нолик уважать,

Мы, мы, мы не будем наезжать.

Нам, нам, нам его понятна роль,

Он - положительный герой.

 

Ты, ты положительный герой,

Все, все за тебя мы все горой.

Мы, мы, мы теперь одна семья,

И среди чисел равный я.

Припев.

Учитель (мужчина). И настали новые времена. И встал Ноль в общий строй. И раздвинулись числа, а Ноль разделил их на два множества - положительное и отрицательное. И стало так на все времена!

А мы закончили игру!..

Учитель (женщина). В сегодняшнем спектакле участвовали... (Представление актеров и участников.)

Рекомендуем посмотреть:

Математическая игра для 7 классов на неделю математики с ответами

Нет комментариев. Ваш будет первым!