Сценарий литературно-музыкальной композиции для учащихся начальной школы на тему: Хлеб

Сценарий литературно-музыкальной композиции для учащихся начальной школы на тему: Хлеб

Литературно-музыкальная композиция для младших школьников. Сценарий «Хлеб-хлебушек»

В записи звучит музыкальная тема из к/ф «Русское поле». На сцене появляется ансамбль народного танца. Исполняется хореографическая картинка «Колосья». Далее из большой книги, стоящей на заднем плане сцены, появляется автор, у него в руках колоски пшеницы и ржи. На титульном листе книги нарисован большой и румяный каравай хлеба на рушнике.

Автор.

Хлеб?!

Вот невидаль какая! –

закричит мудрец иной. –

Я по вкусу покупаю

белый, серый и ржаной!

Мне его снимает с полки

тетя Зина - продавец!

Я ношу его в кошелке, -

скажет маленький мудрец. –

По дороге, между прочим,

хлеб горячий

вкусен очень.

Я, пока пройду свой путь,

не могу не отщипнуть.

А потом его не ем –

не люблю его совсем!

Мне о хлебе все известно!

Мне читать не интересно.

Нет,

читатель мой ученый,

ты прочти хотя бы раз

про обычный хлеб печеный

немудреный мой рассказ.

В записи звучит русская народная мелодия. Идет танец в исполнении хореографического коллектива. У танцоров в руках караваи хлеба. На сцене после танца из книги появляются чтецы.

1-й чтец.

Ведь обед нам не обед,

если к супу хлеба нет.

И не та на вкус картошка,

если хлеба нет ни крошки.

2-й чтец.

Даже каша с хлебом краше!

Гусь без хлеба - ерунда!

Чтецы (вместе).

«Хлеб-кормилец –

пища наша, молодецкая еда», -

говорил народ всегда.

3-й чтец.

На работе

и в походе

у народа хлеб в почете.

Чтецы (вместе).

С хлебом русский человек –

богатырь из века в век.

В записи звучит русская народная величальная музыка. На сцену выходят участники театрального коллектива, изображающие богатырей. Идет пластическая зарисовка. После этого на сцену выходят еще трое чтецов.

4-й чтец.

И недаром хлеб солдатский

наши воины по-братски

честно делят меж собой,

уходя на смертный бой.

5-й чтец.

А бывало в окруженье

и такое положенье:

весь в пыли, в крови солдат

даже корке хлеба рад.

6-й чтец.

Пусть черства она -

и все же

не найти ее дороже!

Чтецы (вместе).

Ведь когда стреляют пушки

И когда враги вокруг,

То последнею краюшкой

С другом делится лишь друг.

На экране демонстрируются кадры из к/ф или д/ф о войне. Далее в записи звучит инструментальная композиция величественного характера, на экране - кадры о хлебе. Чтецы на фоне музыки продолжают повествование о хлебе.

7-й чтец.

Хлеб душистый, пропеченный,

с хрупкой спинкой золоченой

нам привычен и знаком,

к нам заходит в каждый дом.

8-й чтец.

Не везде,

дружок,

на свете

хлеб едят досыта дети.

9-й чтец.

Под чужим заморским небом

у простых людей нужда.

И с друзьями нашим хлебом

мы поделимся всегда.

10-й чтец.

Если мы хотим кого-то

встретить с честью и почетом,

встретить щедро, от души,

с уважением большим,

то гостей таких встречаем

круглым пышным караваем.

Выходят мальчик и девочка с большим караваем и низко кланяются всем до земли.

Чтецы (вместе).

Он на блюде расписном,

с белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

поклонясь, отведать просим.

Девочка и мальчик (дружно).

Дорогой наш гость и друг,

принимай хлеб-соль из рук!

Выходит автор.

Автор.

Мой читатель,

мой дружище,

человек немногих лет,

видишь -

хлеб не только пища,

без которой жизни нет.

Он - мерило дружбы верной,

службы воинской примерной.

У народа есть слова:

Девочка и мальчик (дружно). «Хлеб - всей жизни голова!»

Автор.

Хлеб не только

Белый,

Серый,

Сдобный,

«Докторский»,

Ржаной.

Он еще, сказать к примеру,

Трудовой

И даровой.

Легкий - тяжкий,

Горький - сладкий,

Хлеб различен меж собой.

У него свои повадки,

У него характер свой.

В записи звучит народная музыка. Хореографический коллектив исполняет танец косцов и жнецов. Далее на фоне минорной инструментальной музыки чтецы продолжают рассказ о хлебе.

1-й чтец.

Горький хлеб тебе неведом -

подневольного труда.

Он знаком был нашим дедам

в те минувшие года,

той порой, когда босые

шли пешком и ночь и день

по своей земле - России –

люди нищих деревень.

2-й чтец.

Шли - искали место, где бы

заработать в мире хлеба.

Хлеб слепой судьбы бедняцкой

горек был и тяжек был...

3-й чтец.

И с полей в амбар кулацкий

он из рук батрацких плыл.

От зари и до зари

все трудились косари.

4-й чтец.

А кулак, картуз надвинув

до взлохмаченных бровей,

Оценил всего в полтину

всю работу косарей.

5-й чтец.

Удивительные вещи

были раньше, если б знал!

Не работая, помещик

сладко ел и мягко спал.

6-й чтец.

Жил за каменной оградой

в белом доме у пруда

и считал, что так и надо

жить на свете без труда.

7-й чтец.

Раньше был такой порядок:

у богатого хлеб сладок,

а зато у бедняка –

корка черствая горька.

8-й чтец.

Шел народ в огне сражений

за свободу

и за хлеб.

Значит, правильны слова:

Чтецы (вместе). «Хлеб - всей жизни голова!»

9-й чтец.

Пышный, мягкий, пропеченный,

подрумяненный слегка,

хлеб с горбушкой золоченой

шел к тебе издалека.

10-й чтец.

И пора, мой друг, взглянуть

на нелегкий этот путь.

На экране демонстрируется видеоряд о хлебе. Звучит инструментальная мелодия. Чтецы в это время продолжают повествование в стихах о хлебе.

1-й чтец.

Выйди в поле, за станицу.

Дымка сизая клубится...

Слышит чуткая округа

гул моторов день-деньской.

И бурлит земля под плугом,

как высокий вал морской.

Не сама собой природа

хлеб на блюде поднесет.

2-й чтец.

Сколько требует ухода

мать-земля за целый год!

Чтоб сошлись, как в океане,

в закромах твоей страны

золотой поток с Кубани,

плодороднейшей земли.

3-й чтец.

Но зато в степи просторной

жарким летом хлеб высок.

И одет в литые зерна

плотно сбитый колосок.

4-й чтец.

Рыжий, с жесткими усами,

весь в чешуйчатой броне,

колосок под небесами,

словно витязь на коне.

5-й чтец.

Нет конца и края войску

удивительной красы,

и топорщатся геройски

молодецкие усы.

6-й чтец.

Лезет пыль в глаза и уши,

Дождик осенью сечет.

Но каким веселым душем

В закрома зерно течет!

Чтецы (вместе).

Видишь, друг,

у хлеба свойство

замечательное есть –

проверяют им геройство,

силу, мужество и честь!

В записи звучит народная казачья музыка разудалого, бравого характера. Исполняется сюжетно-танцевальная композиция о том, как растет хлеб, как его собирают. На авансцене вновь появляется автор.

Автор.

До большого магазина,

где торгует тетя Зина

и откуда в этот раз

начинали мы рассказ,

добрый хлеб идет нескоро

со степных земных просторов.

Это в сказках да в стихах

все бывает в двух словах.

На муку размелют зерна.

Много сит мука пройдет.

Белый, серый, сдобный, черный хлеб нам пекарь испечет. Покупай себе любой - лишь бы только трудовой! И не надо нам другого ни на раз, ни про запас. Мы не любим дарового - не в почете он у нас. На работе силы пробуй, находи по сердцу путь. Но дороги хлебороба, мой читатель, не забудь!

Помни верные слова:

Все герои (вместе). «Хлеб - всей жизни голова!».

В записи звучит раздольная русская народная мелодия. Все участники кланяются в пояс и исчезают в книге. На экране демонстрируется пшеничное поле.

Дополнительный материал

В. Соколов

ХЛЕБ

Зима. Бочком из переулка

Выходит, звякая, трамвай.

На тумбах снег. Он то как булка,

А то как пышный каравай.

 

Свежо и холодно под небом.

Круглы и мягки облака...

Да бог с ним, с этим белым хлебом,

Хватало б черного пока.

 

Я помню хлеб.

Уже не будет

Такого хлеба никогда.

Пусть даже затемно разбудят

Иные черные года

Тяжелым ходом эшелонов...

 

Я помню хлеб сладчайший тот,

Что до отмены всех талонов

Я получал за день вперед.

 

«Везут, везут!» Фургон тащился.

Снег под полозьями звенел.

Ах, этот хлеб... Как он крошился,

Как на морозе руки грел!

 

О эти годы! О отрада,

О позабывшаяся честь,

Что мне, как будто так и надо,

Как большинству, хотелось есть.

 

Мы родины не выбирали,

Но если б выбор был у нас,

Я б выбрал только эти дали,

Иных не мысля про запас.

 

Кочуют вьюги, едут люди.

Дрожат под скорыми мосты.

В ожогах неба, как в полуде,

Взывает спутник с высоты:

 

«Не уставай. С моей судьбою

Соотноси, поэт, свой путь,

Всю землю чуя под собою,

Но лишь искусственным не будь».

 

Зима. Бочком из переулка

Выходит, звякая, трамвай.

На тумбах снег. Он то как булка,

А то как пышный каравай.

 

А я слежу, как, выйдя в небо,

Превысив сказочный лубок.

Дитя родительского хлеба,

Витает этот колобок.

 

Пусть даже затемно разбудят

Еще безвестные года.

Я помню хлеб.

Уже не будет

Такого хлеба никогда.

 

Несут хозяйки булки, сайки.

Но песня за душу берет:

И я на той военной пайке

Опять живу за день вперед.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий сказки «Репка» на новый лад для младших школьников

Семейный праздник в начальной школе. Сценарий с конкурсами

Внеклассное мероприятие в начальной школе на тему: Комнатные растения

Сценарий семейного праздника дома

Чайные посиделки в начальной школе

Нет комментариев. Ваш будет первым!