Сценарий литературно-музыкальной композиции для учащихся начальной школы на тему: Хлеб
Литературно-музыкальная композиция для младших школьников. Сценарий «Хлеб-хлебушек»
В записи звучит музыкальная тема из к/ф «Русское поле». На сцене появляется ансамбль народного танца. Исполняется хореографическая картинка «Колосья». Далее из большой книги, стоящей на заднем плане сцены, появляется автор, у него в руках колоски пшеницы и ржи. На титульном листе книги нарисован большой и румяный каравай хлеба на рушнике.
Автор.
Хлеб?!
Вот невидаль какая! –
закричит мудрец иной. –
Я по вкусу покупаю
белый, серый и ржаной!
Мне его снимает с полки
тетя Зина - продавец!
Я ношу его в кошелке, -
скажет маленький мудрец. –
По дороге, между прочим,
хлеб горячий
вкусен очень.
Я, пока пройду свой путь,
не могу не отщипнуть.
А потом его не ем –
не люблю его совсем!
Мне о хлебе все известно!
Мне читать не интересно.
Нет,
читатель мой ученый,
ты прочти хотя бы раз
про обычный хлеб печеный
немудреный мой рассказ.
В записи звучит русская народная мелодия. Идет танец в исполнении хореографического коллектива. У танцоров в руках караваи хлеба. На сцене после танца из книги появляются чтецы.
1-й чтец.
Ведь обед нам не обед,
если к супу хлеба нет.
И не та на вкус картошка,
если хлеба нет ни крошки.
2-й чтец.
Даже каша с хлебом краше!
Гусь без хлеба - ерунда!
Чтецы (вместе).
«Хлеб-кормилец –
пища наша, молодецкая еда», -
говорил народ всегда.
3-й чтец.
На работе
и в походе
у народа хлеб в почете.
Чтецы (вместе).
С хлебом русский человек –
богатырь из века в век.
В записи звучит русская народная величальная музыка. На сцену выходят участники театрального коллектива, изображающие богатырей. Идет пластическая зарисовка. После этого на сцену выходят еще трое чтецов.
4-й чтец.
И недаром хлеб солдатский
наши воины по-братски
честно делят меж собой,
уходя на смертный бой.
5-й чтец.
А бывало в окруженье
и такое положенье:
весь в пыли, в крови солдат
даже корке хлеба рад.
6-й чтец.
Пусть черства она -
и все же
не найти ее дороже!
Чтецы (вместе).
Ведь когда стреляют пушки
И когда враги вокруг,
То последнею краюшкой
С другом делится лишь друг.
На экране демонстрируются кадры из к/ф или д/ф о войне. Далее в записи звучит инструментальная композиция величественного характера, на экране - кадры о хлебе. Чтецы на фоне музыки продолжают повествование о хлебе.
7-й чтец.
Хлеб душистый, пропеченный,
с хрупкой спинкой золоченой
нам привычен и знаком,
к нам заходит в каждый дом.
8-й чтец.
Не везде,
дружок,
на свете
хлеб едят досыта дети.
9-й чтец.
Под чужим заморским небом
у простых людей нужда.
И с друзьями нашим хлебом
мы поделимся всегда.
10-й чтец.
Если мы хотим кого-то
встретить с честью и почетом,
встретить щедро, от души,
с уважением большим,
то гостей таких встречаем
круглым пышным караваем.
Выходят мальчик и девочка с большим караваем и низко кланяются всем до земли.
Чтецы (вместе).
Он на блюде расписном,
с белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
поклонясь, отведать просим.
Девочка и мальчик (дружно).
Дорогой наш гость и друг,
принимай хлеб-соль из рук!
Выходит автор.
Автор.
Мой читатель,
мой дружище,
человек немногих лет,
видишь -
хлеб не только пища,
без которой жизни нет.
Он - мерило дружбы верной,
службы воинской примерной.
У народа есть слова:
Девочка и мальчик (дружно). «Хлеб - всей жизни голова!»
Автор.
Хлеб не только
Белый,
Серый,
Сдобный,
«Докторский»,
Ржаной.
Он еще, сказать к примеру,
Трудовой
И даровой.
Легкий - тяжкий,
Горький - сладкий,
Хлеб различен меж собой.
У него свои повадки,
У него характер свой.
В записи звучит народная музыка. Хореографический коллектив исполняет танец косцов и жнецов. Далее на фоне минорной инструментальной музыки чтецы продолжают рассказ о хлебе.
1-й чтец.
Горький хлеб тебе неведом -
подневольного труда.
Он знаком был нашим дедам
в те минувшие года,
той порой, когда босые
шли пешком и ночь и день
по своей земле - России –
люди нищих деревень.
2-й чтец.
Шли - искали место, где бы
заработать в мире хлеба.
Хлеб слепой судьбы бедняцкой
горек был и тяжек был...
3-й чтец.
И с полей в амбар кулацкий
он из рук батрацких плыл.
От зари и до зари
все трудились косари.
4-й чтец.
А кулак, картуз надвинув
до взлохмаченных бровей,
Оценил всего в полтину
всю работу косарей.
5-й чтец.
Удивительные вещи
были раньше, если б знал!
Не работая, помещик
сладко ел и мягко спал.
6-й чтец.
Жил за каменной оградой
в белом доме у пруда
и считал, что так и надо
жить на свете без труда.
7-й чтец.
Раньше был такой порядок:
у богатого хлеб сладок,
а зато у бедняка –
корка черствая горька.
8-й чтец.
Шел народ в огне сражений
за свободу
и за хлеб.
Значит, правильны слова:
Чтецы (вместе). «Хлеб - всей жизни голова!»
9-й чтец.
Пышный, мягкий, пропеченный,
подрумяненный слегка,
хлеб с горбушкой золоченой
шел к тебе издалека.
10-й чтец.
И пора, мой друг, взглянуть
на нелегкий этот путь.
На экране демонстрируется видеоряд о хлебе. Звучит инструментальная мелодия. Чтецы в это время продолжают повествование в стихах о хлебе.
1-й чтец.
Выйди в поле, за станицу.
Дымка сизая клубится...
Слышит чуткая округа
гул моторов день-деньской.
И бурлит земля под плугом,
как высокий вал морской.
Не сама собой природа
хлеб на блюде поднесет.
2-й чтец.
Сколько требует ухода
мать-земля за целый год!
Чтоб сошлись, как в океане,
в закромах твоей страны
золотой поток с Кубани,
плодороднейшей земли.
3-й чтец.
Но зато в степи просторной
жарким летом хлеб высок.
И одет в литые зерна
плотно сбитый колосок.
4-й чтец.
Рыжий, с жесткими усами,
весь в чешуйчатой броне,
колосок под небесами,
словно витязь на коне.
5-й чтец.
Нет конца и края войску
удивительной красы,
и топорщатся геройски
молодецкие усы.
6-й чтец.
Лезет пыль в глаза и уши,
Дождик осенью сечет.
Но каким веселым душем
В закрома зерно течет!
Чтецы (вместе).
Видишь, друг,
у хлеба свойство
замечательное есть –
проверяют им геройство,
силу, мужество и честь!
В записи звучит народная казачья музыка разудалого, бравого характера. Исполняется сюжетно-танцевальная композиция о том, как растет хлеб, как его собирают. На авансцене вновь появляется автор.
Автор.
До большого магазина,
где торгует тетя Зина
и откуда в этот раз
начинали мы рассказ,
добрый хлеб идет нескоро
со степных земных просторов.
Это в сказках да в стихах
все бывает в двух словах.
На муку размелют зерна.
Много сит мука пройдет.
Белый, серый, сдобный, черный хлеб нам пекарь испечет. Покупай себе любой - лишь бы только трудовой! И не надо нам другого ни на раз, ни про запас. Мы не любим дарового - не в почете он у нас. На работе силы пробуй, находи по сердцу путь. Но дороги хлебороба, мой читатель, не забудь!
Помни верные слова:
Все герои (вместе). «Хлеб - всей жизни голова!».
В записи звучит раздольная русская народная мелодия. Все участники кланяются в пояс и исчезают в книге. На экране демонстрируется пшеничное поле.
Дополнительный материал
В. Соколов
ХЛЕБ
Зима. Бочком из переулка
Выходит, звякая, трамвай.
На тумбах снег. Он то как булка,
А то как пышный каравай.
Свежо и холодно под небом.
Круглы и мягки облака...
Да бог с ним, с этим белым хлебом,
Хватало б черного пока.
Я помню хлеб.
Уже не будет
Такого хлеба никогда.
Пусть даже затемно разбудят
Иные черные года
Тяжелым ходом эшелонов...
Я помню хлеб сладчайший тот,
Что до отмены всех талонов
Я получал за день вперед.
«Везут, везут!» Фургон тащился.
Снег под полозьями звенел.
Ах, этот хлеб... Как он крошился,
Как на морозе руки грел!
О эти годы! О отрада,
О позабывшаяся честь,
Что мне, как будто так и надо,
Как большинству, хотелось есть.
Мы родины не выбирали,
Но если б выбор был у нас,
Я б выбрал только эти дали,
Иных не мысля про запас.
Кочуют вьюги, едут люди.
Дрожат под скорыми мосты.
В ожогах неба, как в полуде,
Взывает спутник с высоты:
«Не уставай. С моей судьбою
Соотноси, поэт, свой путь,
Всю землю чуя под собою,
Но лишь искусственным не будь».
Зима. Бочком из переулка
Выходит, звякая, трамвай.
На тумбах снег. Он то как булка,
А то как пышный каравай.
А я слежу, как, выйдя в небо,
Превысив сказочный лубок.
Дитя родительского хлеба,
Витает этот колобок.
Пусть даже затемно разбудят
Еще безвестные года.
Я помню хлеб.
Уже не будет
Такого хлеба никогда.
Несут хозяйки булки, сайки.
Но песня за душу берет:
И я на той военной пайке
Опять живу за день вперед.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий сказки «Репка» на новый лад для младших школьников
Семейный праздник в начальной школе. Сценарий с конкурсами
Внеклассное мероприятие в начальной школе на тему: Комнатные растения
Нет комментариев. Ваш будет первым!