Литературная игра для 6 класса с ответами

Конспект интеллектуальной игры по произведениям древнерусской литературы для школьников «Литература древней Руси»

Сценарий построен на материале произведений древнерусской литературы. Интеллектуальный турнир позволяет обобщить и систематизировать сведения по пройденному материалу.

В игре принимают участие две команды, сформированные учителем перед началом игры. Оценку деятельности учащихся осуществляет педагог. Он же выступает в роли ведущего. Для облегчения подсчета очков целесообразно использовать специально изготовленные заранее картонные жетоны. Жетоны в ходе игры вручает соревнующимся помощник ведущего.

Сделать мероприятие более красочным поможет электронная презентация, которую при желании могут создать как педагог, так и сами обучающиеся.

Ведущий. «Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Она древнее, чем литературы французская, английская, немецкая. Ее начало восходит ко второй половине X века». Это утверждение принадлежит выдающемуся ученому Д. С. Лихачеву. Отечественная литература прошла многовековой путь развития. Сегодня мы обратимся к ее истокам, к начальному этапу ее становления. Итак, тема турнира: «Литература Древней Руси».

Ход игры

I. Конкурсное задание «История литературы».

Ведущий. Начнем состязания с повторения сведений по истории литературы.

Задание командам: сделать необходимые вставки в таблицу.

Задание команде 1.

Время создания

Автор

Название

Жанр

XII век

Нестор

«Повесть временных лет»

?

XII век

Владимир

Мономах

?

Поучение

?

Неизвестный

«Житие Александра Невского»

Житие

(Летописный свод, включающий произведения разных жанров; «Поучение»; XIII век.)

Задание команде 2.

Время создания

Автор

Название

Жанр

XIII век

Неизвестный

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

?

XV век

Епифаний

Премудрый

?

Житие

?

Ермолай

Еразм

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Житие

(Воинская повесть; «Житие Сергия Радонежского»; XVI век.)

Таблицы могут быть представлены на слайдах презентации, плакатах или карточках. За каждый правильный ответ команды получают по 0,5 балла.

II. Кроссворд «Автора!!!».

Ведущий. «Имен крупных писателей в Древней Руси... немало: Иларион, Нестор, Симон и Поликарп, Кирилл Туровский, Климент Смолятич, Серапион Владимирский, Епифаний Премудрый, Ермолай Еразм, Иван Грозный, Аввакум и многие другие. Тем не менее литература Древней Руси не была литературой отдельных писателей: она, как и народное творчество, была искусством надындивидуальным», - утверждал Дмитрий Лихачев. Возможно, поэтому большинство древнерусских текстов анонимны. Конкурсное задание посвящено писателям Древней Руси - тем, чьи имена вписаны золотыми буквами в историю отечественной литературы.

Условия игры. Участникам игры предлагается разгадать кроссворд. Команды получают листы с одинаковым заданием, на выполнение которого отводится не более 5 минут. Затем соревнующиеся сдают листы ведущему, осуществляющему судейство в зависимости от того, сколько строк удалось заполнить командам в течение отведенного времени. За каждую заполненную строку целесообразно присуждать 1 балл. Проверка выполнения задания осуществляется коллективно вслух.

В случае правильного заполнения всех строк по горизонтали в выделенной строке по вертикали школьники смогут прочитать фамилию выдающегося исследователя древнерусской литературы, цитаты из книг которого не раз приводил ведущий.

По горизонтали:

1. Имя автора «Повести о Петре и Февронии Муромских».

2. [?] Премудрый - создатель «Жития Преподобного Сергия Радонежского».

3. В 30-е годы XV века [?] Логофет переработал «Житие Преподобного Сергия Радонежского».

4. Софоний [?] - предполагаемый автор «Задонщины», «Слова о погибели Русской земли».

5. Даниил [?].

6. Имя автора, составившего первый летописный свод в Киево-Печерском монастыре.

7. Имя автора, доработавшего «Повесть временных лет» по приказанию Владимира Мономаха.

(Ответы. По горизонтали: 1. Ермолай. 2. Епифаний. 3. Пахомий. 4. Рязанец. 5. Заточник. 6. Нестор. 7. Сильвестр. По вертикали: Лихачев.)

III. Конкурсное задание «Толковый словарь».

Ведущий. В противовес некоторым западным специалистам, называвшим культуру Древней Руси культурой «великого молчания», Д. С. Лихачев утверждал: «Словарный состав древнерусского языка в XII веке был уже очень богат... Богатый и выразительный, он [язык] был одним из главных достижений русского народа того времени».

Условия игры. Конкурс посвящен архаической лексике. Игрокам необходимо «перевести» устаревшие слова на современный язык.

Ведущий вызывает двух игроков: по одному от каждой команды - и предлагает выполнить индивидуальные задания, записанные на карточках. Проверку правильности выполнения задания позволяют осуществить слайды презентации. Каждый правильный ответ увеличивает командный счет на 0,5 балла.

Задание представителю команды 1.

Объясните значение слов: 1) отрок; 2) инок; 3) окаянный; 4) ладья.

(Ответы: 1) Мальчик-подросток; 2) православный монах;

3) проклятый (как бранное слово); 4) лодка, парусное судно.)

Задание представителю команды 2.

Объясните значение слов: 1) внимать; 2) чадо; 3) хоругвь;

4) дружина.

(Ответы: 1) Слушать; 2) ребенок; 3) в старину: войсковое знамя; 4) в Древней Руси приближенные князя, а также княжеское войско.)

IV. Конкурсное задание «Кто есть кто?».

Ведущий. «Древнерусская литература вплоть до XVII века не знает или почти не знает условных персонажей... древнерусская литература рассказывает по преимуществу о тех лицах, которые сыграли значительную роль в исторических событиях...» - читаем в работе Д. С. Лихачева. Давайте вспомним главных героев изученных произведений древнерусской литературы.

Условия игры. В ходе конкурса ведущий последовательно, в три этапа, сообщает сведения о персонаже какого-либо произведения древнерусской литературы. Задача команд - как можно быстрее угадать, какого героя имеет в виду ведущий. Если учащиеся смогут назвать этого героя сразу же, едва поступила первоначальная информация, команда получает 3 балла. В случае если персонаж угадывается со второй либо с третьей попытки, на командный счет поступают соответственно 2 балла или только 1 балл.

Задание команде 1.

• Эта героиня:

1) без усилий обращала хлебные крохи в зерна благовонного ладана;

2) была дочерью человека, который «через ноги смотрел смерти в глаза»;

3) обладала даром исцеления, спасла князя от страшной болезни. (Феврония, «Повесть о Петре и Февронии Муромских».)

• Этот герой:

1) своими воинскими подвигами устрашил иноземного царя;

2) «был исполин силою» и «многих знаменитых богатырей Батыевых побил»;

3) посмертно заслужил похвалу от хана Батыя: «Если бы такой вот служил у меня - держал бы его у самого сердца». (Евпатий Коловрат, «Повесть о разорении Рязани Батыем».)

Задание команде 2.

• Этот герой:

1) при встрече с врагами обратился к ним с мольбой о пощаде;

2) был безжалостно зарезан поваром, «как агнец непорочный»;

3) после смерти был причислен к лику святых великомучеников. (Глеб, «Сказание о Борисе и Глебе».)

• Этот герой:

1) смог перечислить поименно всех русских воинов, погибших в Куликовской битве, хотя находился «на расстоянии во много дней ходьбы» от места сражения;

2) предрек князю Дмитрию Донскому победу в «Мамаевом побоище»;

3) выступил основателем ныне знаменитой лавры. (Преподобный Сергий Радонежский, «Житие Сергия Радонежского».)

V. Конкурсное задание «Мысль изреченная...».

Ведущий. Владимира Мономаха ученые иногда приравнивают по мудрости к библейскому царю Давиду. Знаменитое «Поучение» Мономаха отличается глубиной содержания, языковой выразительностью и лаконичностью стиля. Давайте же вспомним главные заветы князя, адресованные подданным.

Задание команде 1.

Вставьте ключевое слово в высказывание:

1) «Страх имейте Божий в сердце своем и [что?] подавайте нескудную, это ведь начало всякого доброго дела». Что считал Владимир Мономах началом человеческой добродетели? (Милостыню.)

2) «Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите [кого?], простолюдин ли, или знатный, или посол...» (Гостя.)

Продолжите фразу: «Жену свою любите, но...» («...не давайте ей власти над собой».)

Задание команде 2.

Вставьте ключевое слово в высказывание:

1) «Паче всего [чего?] не имейте в сердце и в уме...» (Гордости.)

2) «[Чего?] остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело». Что автор поставил на первое место в этом ряду? (Лжи.)

Продолжите фразу: «Что имеете хорошего, то не забывайте, а чего не имеете...» («...тому учитесь».)

За каждую безошибочно сделанную «вставку» отвечающим присуждается 1 балл.

VI. Конкурсное задание «Persona grata...».

Ведущий. «Persona grata» в переводе с латинского означает «желанная персона». Сегодня нас ожидают встречи с героями известных произведений древнерусской литературы.

Условия игры. Для участия в конкурсе ведущий приглашает двух игроков: по одному от каждой команды. Состязаются они попарно. В ходе конкурса ребята должны ответить на вопросы: объяснить поступок того или иного героя. Беседе предшествует этап «узнавания» героев, когда игроки получают карточки, содержащие цитаты из произведений: словесный портрет либо характеристику героя. Ознакомившись с описанием, школьники определяют, о каком персонаже идет речь. Затем ведущий приступает к беседе с представителями команд. Возможны два варианта организации конкурса. Первый вариант: ведущий задает вопросы - ученик отвечает. Второй вариант: игроки сами читают вопросы, «листая» слайды презентации, тут же дают ответы и проверяют их правильность, пользуясь материалами презентации. Каждый верный ответ оценивается одним баллом.

Задание представителю команды 1.

Сергий Радонежский

Узнайте героя: «И чем больше старел он, тем больше укреплялся и возвышался, в усердии божественных подвигов мужественно и с любовью упражняясь, и никак его старость не побеждала».

Вопросы:

1. Перед вами репродукция картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». «Озвучьте» полотно известного художника, пересказав необходимый фрагмент произведения. («...Посланный отцом Кириллом разыскать скот, обрел некоего черноризца, святого старца... Когда окончил молитву старец и взглянул на отрока... и вопросил его, сказав: «Что ищешь или что хочешь, дитя?..» Отрок же сказал: «...ныне очень скорбит душа моя, ибо учусь грамоте и не умею. Ты же, святой отец, помолись за меня Богу, чтобы научился я грамоте». <...> И сказал ему старец: «...от сего дня дарует тебе Господь способность к грамоте лучшую, чем у братии твоей и сверстников твоих...»)

2. Перед вами изображение Владимирской иконы Божией Матери. Расскажите о видении Пресвятой Богородицы Сергию. («Как-то блаженный отец молился в обычном своем правиле пред образом Матери Господа нашего Иисуса Христа... И когда он это говорил, послышался голос: «Пречистая грядет!..» Святой, услышав, быстро вышел из кельи в придел, и свет великий осенил его ярко, сильнее солнца сияющий, и тотчас видит Пречистую с двумя апостолами, Петром и Иоанном... И как увидел святой, паз ниц... Пречистая же своими руками прикоснулась к святому, сказав: «Не бойся, избранник мой... Отныне всем будет изобиловать обитель и не только при жизни твоей, но и после твоего отхождения к Господу...»)

Задание представителю команды 2.

Александр Невский

Узнайте героя: «Рост его был выше других людей, голос его - как труба в народе, лицо его - как у Иосифа... сила же его была частью силы Самсона. И дал ему Бог премудрость Соломонову, а храбрость царя римского Веспасиана...»

Вопросы:

1. Что, по мнению автора «Жития», помогло князю одержать победу в Невской битве? (Победу> в Невской битве помогло одержать войску князя Александра покровительство святых. Перед сражением князь усердно молился в церкви Святой Софии. В тексте жития акцентируется внимание на том, что герой «пошел на врагов с небольшой дружиной», «уповая на Святую Троицу», «крепко верил он в помощь святых мучеников Бориса и Глеба». И помощь от святых покровителей была получена: на рассвете перед битвой некто Пелгуй (Филипп) «увидел судно, плывущее по морю, а посреди судна — Бориса и Глеба». «И сказал Борис: “Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру”».)

2. Как рассказывает автор произведения о посещении князем Золотой Орды? (Батый направил послов к Александру со словами: «Если хочешь уберечь землю свою, немедля приходи ко мне и увидишь славу царства моего». «Посоветовался князь с дружиной, благословил его епископ Кирилл, и поехал он к тому царю. Посмотрел на него царь Батый, подивился и сказал вельможам: “Правду мне говорили, нет князя, подобного ему, в отечестве его”». И отпустил его с великой честью».)

VII. Конкурсное задание «Житие Александра Невского».

Ведущий. Жизнеописание Александра Невского написано человеком, который был лично знаком с князем. Произведение принадлежит к агиографической литературе, но ему присущи черты, свойственные воинской повести. Главное внимание автор уделяет воинским подвигам героя, его заслугам перед народом и отечеством.

Задание командам.

Восстановите последовательность событий, изложенных в произведении: 1) битва на Чудском озере; 2) победа над шведами на реке Неве; 3) посещение Золотой Орды; 4) освобождение Пскова. (Правильная последовательность событий: 2, 4, 1, 3.)

Игроки обеих команд получают листы с одинаковым заданием, выполняют его письменно, затем сдают листы ведущему, который дает оценку правильности ответов. За выполнение задания присуждается 1 балл.

VIII. Конкурсное задание «Национальный герой».

Ведущий. Произведения древнерусской литературы вдохновляли живописцев, композиторов, поэтов на создание шедевров. Чтобы познакомиться с некоторыми из них, давайте посетим нашу мини-галерею.

Задание представителям команд.

Внимательно рассмотрите репродукции: одно из полотен триптиха «Александр Невский» Павла Корина и эскиз Виктора Васнецова для иконы Владимирского собора в Киеве «Александр Невский». Подготовьте небольшое сочинение в устной форме «Лики героя» на материале сравнения этих полотен.

Выполнение задания оценивается по пятибалльной шкале.

Вспомогательные вопросы:

1. Каким представляется художникам облик национального героя? В чем сходство и различие данных интерпретаций образа Александра Невского?

2. На каком фоне изображен герой? Как фон помогает постичь авторскую концепцию образа?

3. Какое из полотен произвело на вас более сильное впечатление? Почему?

IX. Конкурсное задание «Земля Русская».

Ведущий. Как предполагают ученые, «Слово о погибели Русской земли» представляет собой отрывок из несохранившегося произведения, скорее всего лирического.

Задание командам.

Прочитайте фрагмент «Слова о погибели Русской земли». В тексте опущены эпитеты. Попробуйте восстановить их. Назовите средства художественной выразительности, использованные автором.

«О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами ты нас дивишь: дивишь озерами многими и источниками месточтимыми, горами [какими?], холмами [какими?], дубравами [какими?], полянами чудными, зверьми различными и птицами бесчисленными, городами [какими?], селами чудными, садами монастырскими, храмами церковными и князьями [какими?], боярами [какими?], вельможами многими! Всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная христианская!» (Крутыми, высокими, частыми, великими, грозными, честными. Помимо эпитетов, здесь использованы такие средства выразительности, как риторическое обращение, ряды однородных членов, инверсия.)

«Стоимость» правильного ответа - 1 балл.

X. Конкурсное (домашнее) задание «Спаси и сохрани».

Ведущий. «Слово о погибели Русской земли» заканчивается на горестной, трагической ноте: «А теперь беда приключилась христианам...» Речь здесь идет о нашествии монголов на Русь. Вам было дано домашнее задание: написать сочинение- миниатюру «Слово о спасении Русской земли» с опорой на известные исторические факты. Постарайтесь сохранить стилистику древнерусского источника. Послушаем, как вы справились с заданием.

В ходе конкурса представители команд читают свои творческие работы, которые оцениваются по пятибалльной системе.

По окончании состязаний подводятся итоги, награждаются победители.

XI. Заключительное слово.

Ведущий. «В Древней Руси была красота нравственной глубины, нравственной тонкости и одновременно нравственной мощи. <...> Приобщиться к древней русской литературе - великое счастье и великая радость», - в этом был убежден Дмитрий Сергеевич Лихачев. Надеюсь, что, соприкоснувшись с древнерусскими текстами, вы ощутили правоту слов ученого. Ученый писал также: «Литература - священнодействие. Читатель был в каком-то отношении молящимся. Он предстоял произведению, как и иконе, испытывал чувство благоговения». Хотелось бы, чтобы у потомков сохранилось такое же отношение к книге, чтению, какое было свойственно нашим предкам.

Рекомендуем посмотреть:

Игра викторина по басням Крылова, 5 класс

Литературная викторина для детей 5-6 классов с ответами

Литературные викторины для 11 класса с ответами

Литературная игра для 8 класса с ответами

Литературные викторины для 9 класса с ответами

Нет комментариев. Ваш будет первым!