КВН по русскому языку в начальной школе. Сценарий

КВН для учащихся начальных классов по основам фонетики и правописания «Загадки умных слов»

Учитель:

Знание — это загадочная книга человеческой мудрости, которая всех людей планеты в любом возрасте поражает своими удивительными страницами. Перелистать до конца эти загадочные страницы невозможно никогда, а значит, на протяжении всей своей жизни, ежедневно человек открывает все новую и новую страницы книги знаний, становится мудрее и грамотней.

Звучит фонограмма веселой музыки или песни о школе. Выходят двое учеников— ведущих (в дальнейшем — помощники учителя).

Девочка:

Знанье — свет, а неученье — тьма!

Эта истина права.

Приглашаем всех ребят

С нами вместе поиграть!

Мальчик:

Вместе с юмором и шуткой

Знаньям уделим минутку

И проверим, кто из вас

Больше знает в этот час.

Учитель:

Сегодня две самые дружные команды, которые встречаются в клубе веселых и находчивых, отправятся в загадочный мир слова.

Но вначале мы должны поприветствовать наших знатоков. Встречайте!

1. Приветствие команд в клубе веселых и находчивых.

1-я команда — «Искатели».

Девиз:

Все разведать

Все узнать,

Легких тропок

Не искать.

2-я команда — «Мечтатели».

Девиз:

Гореть самим,

Зажечь других.

Быть впереди —

И точка.

(Идут, приветствия команд).

1-й конкурс: «В мире пословиц и поговорок».

Вот вслушайтесь в народные мудрости, пословицы и поговорки:

• Мир освещается солнцем, а человек знанием.

• За ученого двух неученых дают — и то не берут.

• Грамоте учиться — вперед пригодится.

• Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

• Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

• Кто много читает, тот много знает.

А теперь задание: продолжите пословицы и поговорки о знаниях. (Выигрывает та команда, которая больше назвала пословиц).

Возможные варианты ответов:

• Прочел новую книгу — встретился с другом.

• Знание — дерево, а дело — плоды.

• Век живи — век учись.

• Не обманывается тот, кто не советуется.

• Корень учения горек, да плод его сладок.

• Чему учился, тому и научился.

• Ученье без уменья не польза, а беда.

• Без старания нет и знания.

• Учись, размышляй, иначе толку не будет.

• Недоучка хуже неученого.

2-й конкурс: «Назови одним словом».

Задания зачитываются поочередно каждой команде. Необходимо сочетание двух слов назвать одним словом, т.е. дать определение предыдущих словосочетаний:

Храбрый человек... (храбрец)

Болтливый человек... (болтун)

Ленивый человек... (лентяй)

Мудрый человек... (мудрец)

Богатый человек... (богач)

Грубый человек... (грубиян)

Сильный человек... (силач)

Веселый человек... (весельчак)

3-й конкурс: «Объясни афоризм».

Учитель:

Молодцы, а теперь прослушайте некоторые высказывания о знаниях великих людей и постарайтесь объяснить, как вы понимаете эти слова.

«Знание и только знание делает человека свободным и великим» (Д. И. Писарев).

«Один может открыть больше другого, но никто всего» (Древнеримское изречение).

«Кто учился наукам, но не применяет их, похож на того, кто пахал, но не сеет» (Саади).

«Уча других, мы учимся сами». (Сенека).

Учитель приглашает учеников поразмыслить над данными высказываниями. Выигрывает та команда, рассуждения участников которой были более убедительными.

4-й конкурс: «Грамотей».

От каждой команды выступают по три человека. Учитель или помощники раздают каждой команде по несколько карточек.

Учитель предлагает вставить пропущенные буквы там, где это нужно.

Чудес...ный, местность, гла...кий, но...ки, по...писать, об...явление, тр...пинка, к...ртофель.

Прекрас...ный, трос...ник, сколь...кий, ло...ки, о...дать, под...езд, сн...жинка, м...рковь.

Сосчитай, сколько звуков и сколько букв в словах.

Юла — ... Еж — ...

Коньки — ... Деньки — ...

Солнце — ... Сердце — ...

5-й конкурс: «Составь слово».

Из букв слова «транспорт» составьте как можно больше новых слов. Побеждает тот, кто назовет последнее слово. (Спорт, торт, рот, нос, спор, трос, сорт, порт, сор, рост, тост, пост, наст, ар, тон, нота, тропа).

6-й конкурс: «Четвертый лишний».

Определить, какое слово из пяти лишнее в данном сочетании:

Воды, водитель, подводный, водонос

Водить, наводнение, паводок, водичка

7-й конкурс: «Устами младенца».

Учитель или ребята-ведущие задают одновременно обеим командам вопросы. Чтобы отгадать загаданное слово, задаются несколько наводящих вопросов. Выигрывает та команда, участники которой быстрее догадаются о значении данного слова:

• если его нет, то и нет радости;

• без него не жизнь, а существование;

• его всегда желают друг другу, особенно в письмах; его не купишь ни за какие деньги.

(Здоровье);

• каждый человек о нем мечтает, чтобы в жизни у него все было хорошо;

• но никто не знает, где его искать;

• есть сказочная птица, которая его приносит.

(Счастье);

• такой человек все несет к себе в дом — нужно ему или нет;

• он не любит дарить подарки, делиться конфетами;

• лучше у него ничего не просить, потому что он все равно не даст.

(Жадина;

• человека заставляют нести ответственность за свой нехороший поступок;

• взрослые говорят, что это помогает воспитывать правильно;

• человека чего-то лишают, не пускают гулять из-за плохого поступка.

(Наказание);

• ее всегда нам не хватает, и поэтому мы часто ее желаем уходящему или уезжающему;

• кому-то она сопутствует везде, и поэтому он счастлив;

• когда она бывает, говорят «Ну и повезло!»

(Удача).

За правильный ответ с первой попытки — 3 балла, со второй — 2 балла, с третьей — 1 балл.

8-й конкурс: «Исправь ошибку в пословице».

В данном конкурсе необходимо исправить ошибку и назвать правильно пословицу. Учитывается скорость выполнения задания. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее справились с заданием.

Задание первой команде:

• Баба с возу, а хомут найдется. (Баба с возу, кобыле легче).

• Беды мучат, а руки делают. (Беды мучат, да уму учат).

• Без труда не накинешь платок. (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда).

Задание второй команде:

• Глаза страшатся, да уму учат. (Глаза страшатся, а руки делают).

• На всякий роток не вынешь рыбку из пруда. (На всякий роток не накинешь платок).

• Была бы шея — кобыле легче. (Была бы шея, а хомут найдется).

9-й конкурс: «Обгонялки».

Всем ребятам предлагаются вопросы, на которые надо отвечать в быстром темпе. За правильный ответ присуждается 1 балл. В итоге выигрывает та команда, игроки которой больше набрали поощрительных баллов за правильные ответы.

• Глухой шум от трения. (Шорох)

• Место соединения сшитых кусков ткани. (Шов)

• Детеныш галки. (Галчонок)

• Колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами. (Крыжовник)

• Водитель автомобиля. (Шофер)

• Команда корабля, самолета, танка. (Экипаж)

• Посещение, поездка, путешествие группы лиц со специальной целью. (Экскурсия)

• Подземная железная дорога. (Метро)

• Волшебная скатерть, на которой само собой появляется кушанье. (Самобранка)

• Одна сторона листа бумаги или книги. (Страница)

10-й конкурс: «Домашнее задание».

Члены одной команды загадывают соперникам загадки о лесе и его обитателях.

Какое животное обладает самым громким голосом? (Крокодил)

Какая самая высокая трава на земле? (Бамбук)

Где у кузнечика ухо? (На ноге)

Какие ноги у жирафа длиннее — передние или задние? (Одинаковые)

Подведение итогов, определение победителей и награждение.

Рекомендуем посмотреть:

Внеурочное занятие по русскому языку 2 класс. Конспект

Интеллектуальная игра, 3 класс. Конспект

Внеклассное мероприятие в начальной школе. В гостях у сказки

Внеурочное мероприятие по математике в начальной школе. Конспект

Нет комментариев. Ваш будет первым!