Конспект классного часа ко Дню космонавтики для 3-4 класса

Конспект классного часа ко Дню космонавтики для 3-4 класса

Познавательная программа для учащихся 3-4 классов «Этот загадочный мир...»

Цели и задачи

— путем использования активных форм подачи материала помочь детям прочно усвоить новые знания по теме, связанной с освоением космоса;

— способствовать сплочению коллектива.

Оборудование и реквизит

Схематическое изображение Солнечной системы с названиями планет, портрет Ю.Гагарина, звезды, ракета, основные тезисы по теме, фонограмма инструментальной мелодии для использования ее в качестве фона для чтения легенды, стулья для игры «Центрифуга», мантия и шапочка бакалавра.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Учитель. 12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики.

Сегодня мы поговорим о том, как люди осваивали космическое пространство.

Таинственное мерцание звезд и бездонная глубина неба постоянно манили к себе людей. Им всегда хотелось узнать о космосе как можно больше, ведь мир звезд такой огромный и загадочный... Мечта покорить небо жила в народе давно. Давайте вспомним легенду о Дедале и его сыне Икаре.

Чтение и обсуждение легенды о Дедале и Икаре

У греческого царя Миноса на острове Крит жил великий художник Дедал. Минос не позволял Дедалу покидать острова, он держал его как пленника. А художник мечтал вернуться к себе на родину в город Афины. Часто сидел он на морском берегу, глядя в сторону родного края, вспоминал свой прекрасный город и тосковал. Но Дедал знал, что Минос никогда не отпустит его.

Однажды, сидя у берега моря, он поднял глаза в бескрайнее небо и подумал: «Нет для меня пути по морю, но вот небо открыто для меня».

Набрал Дедал перьев, скрепил их воском и сделал четыре крыла — для себя и для своего сына Икара.

И вот наступил день, когда отец с сыном надели крылья на руки и поднялись в небо. Перед полетом Дедал предупредил сына о том, чтобы он не взлетал высоко в небо, иначе солнце растопит воск, крылья разлетятся, и тот погибнет.

Только пастухи на лугу да рыбаки в море видели, как они улетали, но и те подумали, что это крылатые боги пролетают над землей. И вот уже далеко позади остался скалистый остров, и широко раскинулось под ними море.

Осторожно летел Дедал, держась ближе к поверхности моря, и боязливо оглядывался на сына.

Но Икару по душе был вольный полет. Все быстрее рассекал он крыльями воздух, и ему захотелось подняться высоко-высоко, выше ласточек, выше самого жаворонка, который поет, глядя прямо в лицо солнцу. Увлеченный свободным полетом, Икар взмахнул крыльями и поднялся высоко вверх — к самому солнцу...

Под жаркими лучами растаял воск, скреплявший крылья, перья рассыпались и разлетелись вокруг. Икар стремительно падал со страшной высоты в море.

Оглянулся Дедал — и не увидел в синеве неба летящего сына. Он глянул на море — лишь белые перья плыли на волнах.

В отчаянии опустился Дедал на первый встретившийся ему остров, сломал свои крылья и проклял свое искусство, погубившее сына.

Но люди запомнили тот первый полет, и с тех пор в их душах поселилась мечта о покорении воздуха, о просторных небесных дорогах.

По В. Смирновой

Вопросы для обсуждения:

— Почему Икар нарушил запрет отца?

— Почему люди мечтают о покорении неба не взирая на опасности?

Беседа о покорении космоса

Дети.

Начало загадки для малыша —

В воротах за поворотом.

Калитку он трогает, и не дыша,

В щелочку смотрит: «А что там?»

 

Растешь ты — загадка в простор голубой

К небесным взмывает высотам,

На Солнце сверкает, мерцает звездой...

И ты повторяешь: «А что там?»

 

Точь-в-точь, как тебе, но еще в старину

Хотелось узнать звездочетам —

Смотрели на Солнце они, на Луну

И тихо шептали: «А что там?»

 

К неведомым звездам настанет черед

Умчаться с Земли звездочетам.

Но к цели пробившись, закончив полет,

Вновь взгляд устремят космонавты вперед

И спросят упрямо: «А что там?»

А. Дитрих

Учитель. Следующими шагами в освоении небесных просторов стали: изобретение воздушного шара, затем дирижабля, потом самолета. И только в XX веке появилась ракета. Придумал ракету ученый Константин Эдуардович Циолковский, а построил конструктор Сергей Павлович Королев.

К. Э. Циолковский был уверен, что в космосе существует состояние невесомости, при котором все предметы теряют свой вес и начинают свободно перемещаться с одного места на другое. Чтобы узнать, сможет ли человек жить в состоянии невесомости, было решено отправить в космос на ракете сначала собак (первой была Лайка, затем Белка и Стрелка, потом Чернушка, Звездочка), после собак полетели белые мыши и крысы. Когда ученые убедились, что в космосе жить можно, настала очередь человека.

И вот 12 апреля 1961 года на корабле «Восток» с космодрома «Байконур» стартовал первый космонавт планеты Земля Ю. А. Гагарин. С того первого полета прошло более 40 лет. Гагарин проложил дорогу в космос. Он был первым и навсегда останется им.

Учитель обращает внимание детей на портрет Ю. А. Гагарина.

Учитель. Вслед за Гагариным в космосе побывали и другие российские космонавты: А. Николаев, А. Леонов, В. Комаров (погиб во время приземления), две женщины — В. Терешкова, С. Савицкая, и многие другие. Так же успешно освоение космического пространства ведется иностранными астронавтами.

Для того чтобы стать космонавтом, нужно, прежде всего, иметь крепкое здоровье, очень много упражняться на специальных тренажерах и, конечно, многое знать и уметь.

Игра «Центрифуга»

(Центрифуга — это устройство, которое используется при тренировке космонавтов.)

Условия игры. Берется количество стульев, равное количеству игроков, выставляется таким образом, чтобы передние ножки стояли на одной линии. По команде игроки садятся на свои стулья и, приподнявшись вместе со стульями, делают три полных оборота, затем снова садятся, при этом стараясь поставить передние ножки стульев на исходную линию.

Беседа о представлении человека о космосе и устройстве мира

Учитель. Люди в далеком прошлом имели неправильное представление о космосе и о планете Земля. Одни, например, всерьез считали, что Земля — это перевернутая чаша, которая удерживается на трех гигантских слонах, а те, в свою очередь, стоят на панцире огромной черепахи, которая плавает в океане, а весь мир находится под хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд.

Другие, например, считали так, как старик Хоттабыч из книги Л. Лагина: «Если бы Земля была шаром, воды бы стекали с нее вниз, и люди умерли бы от жажды, а растения засохли. Земля... имеет форму плоского диска и омывается со всех сторон величественной рекой, называемой Океан. Земля покоится на шести слонах, а те стоят на огромной черепахе».

Древние греки представляли Землю как слегка выпуклый диск, напоминающий щит воина.

А вот в Древней Руси были убеждены, что Земля — это огромный сундук, а небо — стеклянный колпак, на котором укреплены звезды.

В наши дни каждый ребенок знает, что Земля — шар. Она летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца. Луна — это спутник Земли. А Солнце — это звезда, огромный раскаленный шар, который дает нам свет и тепло.

Дети.

Ты скажи-ка нам, Земля,

Велика ль твоя семья?

 

— Родственников много,

Друзья, имею я,

Семь братьев и сестричка —

Вот моя семья.

Устная коллективная работа

Учитель. Ребята, давайте перечислим семь братьев, то есть планет Солнечной системы, которые вместе с Землей вращаются вокруг Солнца. (Используются материалы на классной доске.) А как зовут сестричку?

Для лучшего запоминания порядка следования планет Солнечной системы придумано такое предложение-шпаргалка:

Учитель. Какая связь существует между этим предложением и названиями планет? (Первая буква каждого слова предложения соответствует первой букве названия планеты.)

Предложение заучивается хором.

Ребенок читает стихотворение.

В ГОСТИ К ЗВЕЗДАМ

Далекие звезды над нами горят.

Зовут они в гости пытливых ребят.

Собраться в дорогу не долго для нас —

И вот мы к полету готовы сейчас.

 

Скомандует диктор: «Внимание, взлет!»

И наша ракета помчится вперед.

Прощально мигнут и растают вдали

Огни золотые любимой Земли.

Хотим мы с тобой подружиться, Луна,

Чтоб ты не скучала все время одна!

Таинственный Марс, подожди нас чуть-чуть,

Сумеем в пути и к тебе заглянуть.

Учитель. Если спросить наших космонавтов, с чего у них начиналась дорога в космос, мы непременно услышим ответ: «С мечты». Мечта становится былью, если человек трудолюбив, любознателен, настойчив.

Инсценировка стихотворения Г. Бойко «Мы летим к другим планетам»

Мы летим к другим планетам!

Объявляем всем об этом!

Весь игрушечный народ

С нами просится в полет.

 

Жмется заинька к ракете:

— Полечу я с вами, дети,

На любую из планет,

Где волков зубастых нет.

 

Мышки-крошки засмеялись:

— Мы летали, не боялись,

Высота — красота,

Ни единого кота!

 

Даже плюшевый медведь

Хочет к звездам полететь

И с Большой Медведицей

В синем небе встретиться.

Г. Бойко

Индивидуальное сообщение «Как устроена планета»

Учитель. А сейчас пред вами выступит академик Российской академии наук ... с докладом «Как устроена ракета».

Ученик в мантии и шапочке бакалавра, с указкой выходит к доске и читает доклад, используя в качестве наглядного материала рисунок ракеты, помещенный на доске.

ДОКЛАД

Вот стоит ракета на стартовой площадке космодрома. Она нацелена точно в небо и только ждет команды, чтобы отправиться в далекое путешествие. Ее рост почти 90 метров. Сама ракета называется «ракета-носитель», потому что ее основная задача — доставлять груз в космос. Грузом может быть спутник или космический корабль.

Одной ракете такой груз поднять не под силу, поэтому «запрягают» несколько ракет. Получается что-то вроде пирамиды: одна ракета стоит на другой, другая на третьей — образуется три ступени. Груз, например, космический корабль, помещают на самом верху и прикрывают его «шапкой», головным обтекателем. Каждая ступень — это самостоятельная ракета, и все они построены одинаково. Когда на старте звучит команда «Пуск!» — включается и работает нижняя, самая мощная ракета. Топливо в ней быстро сгорает, баки пустеют — она становится больше не нужна и автоматически отбрасывается. Начинает работать вторая, средняя ступень. Когда кончится горючее, то и она отсоединится. Включается третья, последняя ступень. Она еще сильнее разгоняет корабль — он набирает первую космическую скорость и выходит на орбиту, его постоянную дорогу вокруг Земли. Третья ступень отбрасывается, и дальше корабль летит один.

Обратно домой корабль возвращается с помощью тормозной двигательной установки, которая находится в самом корабле. Там же хранится горючее для нее.

Учитель. Зачем нужно осваивать космос? Над Землей летают спутники связи. С их помощью люди могут смотреть одну и ту же передачу по телевизору одновременно, даже если они находятся за тысячи километров друг от друга.

Метеорологические спутники помогают делать прогноз погоды.

Спутники наблюдения следят за порядком на нашей планете. Например, если от удара молнии загорелся лес, спутник заметит и сообщит лесным пожарным.

Есть спутники-разведчики. Они помогают геологам искать полезные ископаемые, особенно в тех местах, куда людям трудно добраться — в горах, в глубоких ущельях.

Космос сейчас уже верно служит людям. Скоро в космосе будут делать лекарства, которые невозможно получить на Земле. Металлурги будут плавить металл. Из «космической печи» металл выходит намного лучше, прочнее, чище, чем из «земной».

В условиях невесомости, существующей в космосе, быстро растут все растения, и это очень интересует биологов — ученых, изучающих растения.

Так что освоение космоса приносит большую пользу людям.

Инсценировка рассказа Л. Каминского «Интервью из космоса»

На подоконнике сидит Витя, глядит в окно. В углу комнаты —модель телевизора, отключенного от розетки — шнур лежит на полу; экран закрыт тканью; за экраном прячется «инопланетянин».

Автор. Эта невероятная история произошла недавно. Впрочем, почему невероятная? В наше время и не такое может случиться. Итак, однажды ученик пятого класса «Ю» Витя Брюквин сидел дома на подоконнике и смотрел в окно. Настроение у него было неважное. И даже не потому, что он получил по географии тройку. В конце концов тройка не двойка, оценка как оценка. Настроение Вите испортила учительница. Ставя в журнал отметку, она скептически произнесла: «Опять, Брюквин, у тебя банальная троечка. Дождемся ли мы того времени, когда ты чем-нибудь удивишь человечество?»

Витя. Во-первых, меня обидело слово «банальная», хотя я и не знаю, что оно означает. А насчет человечества, это мы еще посмотрим! Вот возьму и сделаю какое-нибудь открытие или изобрету что-нибудь. А еще лучше — поймать бы сигнал с другой планеты! Представляю, как диктор торжественно сообщит: «Простой, скромный ученик пятого класса Виктор Брюквин вошел в контакт с инопланетянами! Первый в истории человечества!»

Раздается шум из угла комнаты, где стоит телевизор.

Витя. Что это такое? Ведь телевизор никто не включал! (Подходит к телевизору, трогает шнур со штепселем — тот лежит на полу.) Ой!

На экране появилось изображение какого-то человека: глаза его напоминают маленькие электрические лампочки, ушей нет, а под носом один под другим располагаются два рта.

Инопланетянин (четким голосом, похожим на метрополитеновский). Внимание! Планета Центрифуга 86-У начинает первый межпланетный сеанс телепатической связи. Приветствуем тебя, инопланетянин! Мы услышали твой мысленный сигнал — желание наладить контакт с нашей планетой. Просим четко отвечать на наши вопросы. Вопрос первый: кто ты?

Витя. Я... Витька...то есть Виктор Брюквин, ученик пятого класса «Ю».

Инопланетянин. Мы рады, что имеем дело с существом высшего, пятого класса, обладающим, видимо, достаточным запасом информации.

Витя. Вообще-то у нас в школе есть классы и «повыше» — шестой, седьмой, десятый...

Инопланетянин. Вопрос второй: как называется ваша планета?

Витя. Планета? Ну, как его, ну, просто Земля...

Инопланетянин. Понятно. Ваша планета называется НУКАКЕГОНУПРОСТОЗЕМЛЯ. Вопрос третий: когда образовалась ваша планета?

Витя (лихорадочно пытается вспомнить). Эту тему я пропустил. Сбежал с урока в кино... Наша планета... образовалась... тысячу лет тому назад, или несколько миллионов, или даже триллионов, или как их, бульонов...

Инопланетянин. Понятно, этот вопрос находится у вас в стадии изучения. Следующий вопрос: чем питаются и дышат обитатели вашей планеты?

Витя (уверенно). Питаемся мы обедами, макаронами, котлетами. Мороженое иногда едим... А дышим нормально, носом и ротом... то есть ртом.

Инопланетянин. Насчет дыхания — непонятно. Нам известны газы: водород, кислород, азот. Объясните, что это за газ — НОСОМИРОТ?

Автор. Витя с грустью подумал, что контакт с инопланетянами не получается.

Витя. Видите ли, я не готов отвечать сегодня на вопросы. У меня сегодня настроение плохое.

Инопланетянин. Понятно. Ваше приемное устройство, видимо, плохо настроено на прием наших сигналов, поэтому у вас нет соответствующего настроения. До свидания. Ждите нас в эфире 31 декабря в 12 часов ночи по вашему времени. Подготовьтесь, ибо в следующий раз вы окажетесь в зоне приема наших сигналов только через несколько бульонов лет. Сеанс связи окончен!

Экран закрывается тканью. Витя еще раз проверяет, не включен ли телевизор.

Витя (набирает номер телефона). Лешка, привет, это я! Телевизор сейчас не смотрел? Там какой-то странный фильм показывали. Научно- фантастический...

Лешка. Нет, я телевизор даже не включал...

Витя. И я не включал...

Лешка. Ты что, заболел? Чушь какую-то несешь! Давай лучше выходи на улицу, в хоккей играть!

Витя. Не могу, я твердо решил подучить географию.

Учитель. Ребята, чему учит нас эта история? Люди по-прежнему стремятся к звездам. Космос необъятен, и чтобы долететь до какой-нибудь далекой звезды или планеты, нужно изобрести летательный аппарат, гораздо более мощный и быстрый, чем ракета. Сейчас над этим работают ученые.

Чтение и обсуждение сказки «Жил на свете звездочет»

Жил на свете Звездочет. Каждую ночь он наблюдал далекие звезды, а днем изучал самую близкую звезду — Солнце, пытаясь разгадать тайну их рождения, жизни и смерти. Но время шло, Звездочет старел, а тайна оставалась неразгаданной. И тогда Звездочет решил полететь к Солнцу, чтобы все увидеть самому. «Возьму свою старую карету, запрягу в нее пару сильных коней да и помчусь!» — решил он.

«Что ты, что ты, — заскрипела карета, — мне не выдержать такого длинного путешествия — развалюсь по дороге! Ведь оно продлится не меньше 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль».

Послушался Звездочет, выбрал самую быструю и красивую машину. Но едва он взялся за руль, как зафырчал мотор: «Фр-р! Не буду включаться! Сто лет работать без отдыха! Не желаю!»

«Не соглаш-шайся, — прошуршали шины. — В космосе для машин нет дорог... Пусть возьмет самолет, он, по крайней мере, умеет летать».

Отправился Звездочет к самолету: «Отнеси меня, пожалуйста, на Солнце! Я очень тороплюсь. Сколько времени понадобится для этого?»

«Десять лет. Но я не могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха, и моим крыльям не на что опираться. Иди к моей сестре — красавице ракете. Только она может летать в безвоздушном пространстве».

«Ты правильно поступил, что обратился ко мне, человек! — серебристым голосом пропела ракета. — Не пройдет и года, как мы будем у цели. Я самая выносливая, самая быстрая, я одна знаю туда дорогу. Садись!»

Только было Звездочет собрался занять место в кабине корабля, как из-за туч выглянуло Солнце и его золотистые лучи брызнули во все стороны.

Один солнечный луч коснулся щеки Звездочета и шепнул: «Ракете нужен год, а мне только 8 минут. Полетели?»

Обрадовался Звездочет, потянулся за солнечным лучом — и пропал из глаз...

Вопросы для обсуждения:

— Что вы знаете о современных космических аппаратах?

— Сколько времени нужно ракете, чтобы долететь до Солнца? (Год)

— А солнечному лучу? (8 минут.)

Учитель. Вот о таком аппарате, летающем быстрее солнечного света, мечтают ученые.

В исполнении вокааъной группы звучит песня «Звездочка», музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

Там, где облака движутся не быстро,

Там, где лунный круг от Земли далек,

Всем нам шлет привет маленькая искра,

Всем нам шлет привет добрый огонек.

Припев:

Звездочка, звездочка, дальняя звезда,

Светишься, светишься в небе ты всегда.

Звездочка, звездочка, лучик голубой,

Встретиться, встретиться мы хотим с тобой!

 

Тихий нежный звон льется над лесами.

Ветер улетел, песенку трубя.

Жалко, что пока мы не знаем сами,

Как нам называть, звездочка, тебя.

Припев.

Снова ждет зарю ночь над каждым домом,

Снова снятся всем звездные мосты...

Ты нас позови шепотом знакомым,

Ты нам улыбнись, капелька мечты.

Припев.

Подведение итогов

Учитель. В заключение давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня (обращает внимание на основные тезисы).

♦ Земля — планета.

♦ Солнце — звезда.

♦ Луна — спутник Земли.

♦ 12 апреля 1961 года — первый полет человека в космос.

♦ Придумал ракету К. Э. Циолковский.

♦ Сконструировал ракету С. П. Королев.

♦ Планеты Солнечной системы:...

♦ Ю. Гагарин — первый космонавт.

Рекомендуем посмотреть:

Викторина с ответами для школьников ко Дню космонавтики

Конкурсы на День космонавтики в школе для 7-8 класса

Сценарий ко Дню космонавтики для школьников

Классный час: День космонавтики, 1 класс

Классный час: День космонавтики, 5 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!