Игровая программа ко Дню птиц для школьников

Орнитологический турнир для школьников 5-7 класса

Данное мероприятие разработано для учащихся средних классов и представлено в познавательно-игровой форме.

Цель: определение уровня знаний учащихся в области орнитологии; направленное стимулирование дальнейшего углубленного изучения вопросов орнитологии.

Оборудование: чистые листы бумаги и ручки по количеству участников турнира; столы и стулья; запись голосов птиц.

1-й тур

Участникам турнира раздаются листы бумаги и ручки. Последовательно, с небольшим перерывом в записи звучат голоса различных птиц. Необходимо правильно угадать и записать название обладателя голоса. Победителем считается тот, кто правильно угадает наибольшее количество прослушанных голосов.

2-й тур

На небольшом листочке выписываются название птиц: снегирь, глухарь, кукушка, галка, пеликан, синица и др. Листочек сворачивается и перемешивается в прозрачной емкости с остальными. Каждый из участников турнира берет один из свернутых листочков и пытается выдвинуть и обосновать свою версию происхождения названия птицы. Побеждает тот, кто верно истолкует «птичье название».

3-й тур

Много литературных произведений посвящено птице - стихов, поэм, прозы. Необходимо правильно угадать и назвать пернатого, которому посвящено одно из стихотворений поэтов. Необходимо угадать и проставить в них намерено пропущенное название птицы.

Вот ... (ворона) на крыше покатой

Так с зимы и осталась лохматой...

А уж в воздухе - вешние звоны,

Даже дух занялся у ... (вороны).

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,

Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под снежною травкой?

Вон желтеют под серою лавкой.

Прошлогодние мокрые стружки...

Это все у ... (вороны) - игрушки.

И уж так-то ... (ворона) довольна,

Что весна, и дышать ей привольно!

A. Блок. «Ворона»

 

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури ... (жаворонок) звонкий.

Он голосисто в вышине

Поет, на солнышке сверкая:

- Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

B. Жуковский

 

...Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит ... (дятел) на суку.

С. Есенин

... (Ласточка) примчалась

Из-за бела моря,

Села и запела:

«Как, февраль, не злися,

Как ты, март, ни хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик -

Все весною пахнет!»

А. Майков

Что с утра поет... (скворец),

Знаменитый наш певец?

Песню звонкую поет,

На работу всех зовет.

А под вечер не поет,

За день очень устает.

Он ложится рано спать,

Чтоб назавтра с песней встать!

М. Садовский. «Что поет скворец»?

Сыплет спелые орехи

Мне орешник в кузовок.

Лес рябиновые вехи

Расставляет у дорог.

На ветвях танцуют белки,

Лес обветренный молчит.

Солнце в облачные щелки

Шлет раскосые лучи.

Школьный дом одноэтажный

Улыбается окном.

... (Грач) по нивам ходит важно,

Словно сельский агроном.

... (Гусь) степенный в луже моет

Свой ... (гусиный) красный нос.

Все мое и все родное,

Чем я жил и где я рос.

М. Исаковский

Блиц-турнир

Необходимо быстро и правильно ответить на ряд вопросов.

1. Птица, именем которой называют бездушных женщин, не желающих утруждать себя материнскими заботами? (Кукушка.)

2. Птица болтливая, очень говорливая? (Попугай.)

3. Об этой птице русский народ сложил множество сказаний и преданий. (Аист.)

4. Птица, считающаяся символом тоски по родному дому? (Журавль.)

5. Король орлов? (Беркут - самая большая птица из орлиного племени.)

6. Крупный орел, получивший свое прозвище за то, что часто вьет гнезда на могильных курганах? (Орел-могильник.)

7. У какой птицы мешок под клювом? (У пеликана.)

8. Самая большая из всех хищных птиц, птица-падальщик? (Гриф.)

9. Морская птица с поэтичным названием. По версии ученых, в честь нее назван корабль? (Фрегат.)

10. Этой птице известный русский живописец Саврасов посвятил немало своих произведений. Вспомните наиболее известную картину. (Грач. Картина «Грачи прилетели».)

Заключительный тур

Представляет собой небольшую музыкально-орнитологическую викторину. Участники игры должны продемонстрировать свои познания не только в области орнитологии, но и музыки. Победителем считается тот, кто безошибочно и уверенно ответит на все вопросы:

1. Каким птицам великие русские композиторы Глинка и Алябьев посвятили свои музыкальные произведения? (Пьеса Глинки «Жаворонок»; романс Алябьева «Соловей».)

2. Красавец с отвратительным голосом? (Павлин.)

3. Эта птица своим названием обязана своему хвосту, который по своей форме напоминает старинный музыкальный инструмент - лиру. Обладательница великолепного слуха, у нее прекрасно развиты голосовые связки. Пение этой птицы состоит исключительно из заимственных звуков - от человеческого голоса до лая собак и свиста пилы... (Лирохвост.)

4. Птица, обитательница болот и водоемов. Обладательница очень неприятного голоса, напоминающего по-своему звучанию ужасной силы рев? (Цапля.)

5. Зимняя птица-виртуоз, обладающая незаурядным даром художественного свиста? (Снегирь.)

6. Птица, чей вопль напоминает жалобный стон, переходящий в хохот? (Гагара)

7. Птица из семейства куриных, во время токования «теряющая» свой слух? (Глухарь.)

8. Птица, заслужено считающаяся лучшим пернатым певцом, благодаря своему удивительному звучному голосу? (Соловей.)

9. Название птицы-падальщика. Есть у гитары, скрипки... (Гриф.)

Далее подводятся итоги турнира. Образовавшуюся паузу можно заполнить выступлением участников художественной самодеятельности. После чего объявляется результат турнира. Отмечаются и награждаются дипломами и памятными сувенирами победители и участники игры.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий ко Дню птиц для учащихся начальных классов

Конкурсы на День птиц, 2 класс

Внеклассное мероприятие. 1 апреля - Международный День птиц, 4 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!