Рекомендации для родителей. Ребенок и компьютер

Рекомендации для родителей. Ребенок и компьютер

Ребёнок и компьютер. За и против

Возросшая информатизация общества ставит перед индивидуумом новые задачи, от которых ему не уклониться. Сейчас уже не стоит вопрос, хотим мы или нет, чтобы наши дети владели компьютером. Компьютеризация общества — это те реалии, от которых не спрятаться. Нужно решать иные проблемы. А именно место наших детей в мире характеризующимся появлением индустрии информатики, новых информационных технологий. Безусловно, польза от компьютера для взрослого человека очевидна. Компьютер открывает не только окно в мир, как телевизор, но и дает возможность во всемирной паутине Интернета общаться, быть понятым, реализовывать не реализованные в обычном мире мечты и действия.

Облегчился поиск информации, расширилось само информационное поле. Можно много дифирамбов петь этому современному чуду. Но так ли все чудесно на самом деле? Только ли пользу приносит общение с компьютером? Думаем, что как любое новое массированно поставляемое обществу компьютеризация имеет как положительные, так и отрицательные характеристики. Позитивным в овладении компьютером является расширение общей культуры человека, поскольку информационная культура является частью общей культуры человека. С этим трудно спорить, ибо наука не стоит на месте и развитие общества есть неотъемлемая часть его движения вперед. Формирование целостной картины мира предполагает овладение ребенком всех ее компонентов в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому овладение информационными технологиями позволяет адекватно воспринимать окружающий объективный мир и взаимодействовать с ним. Это важно для школьника — научиться выбирать собственное информационное пространство, в котором он может найти ответы на многие вопросы. Причем ответы будут многообразны и качественны.

В Интернете он также может и сам задавать вопросы, надеясь получить иные ответы из всемирной паутины. Следовательно, компьютер выступает в виде связующего звена между личностью и развивающимся информационным обществом. Много лет уже педагоги и психологи всех мастей ломают копья по поводу места развивающейся личности в компьютеризованном обществе. Сколько, как, когда, как именно должен взаимодействовать ребенок с компьютером? Вот далеко не полный перечень вопросов, на которые необходимо ответить.

Если общество хочет воспитать здоровое поколение, грамотное во всех смыслах, образованное и культурное, оно должно в полной мере принять на себя ответственность за последствия взаимодействия ребенка с компьютером. Нам не нужны компьютерные зомби, нам нужны технически грамотные люди, адекватно влияющие на развитие общества и его технический прогресс. А значит, сферой наших рассуждений будет не рассмотрение возможности или невозможности взаимодействия ребенка и компьютера, а полезное для него и общества взаимодействие.

Информационная среда призвана хранить, структурировать и передавать информацию. Компьютер освобождает человека от рутинной интеллектуальной работы, предоставляя ему возможность использовать информационные модели в расширении своего личностного потенциала. Ребенок видит в компьютере нового друга, который дает ему возможность проявить себя. Этому служат компьютерные игры. Но давайте разберемся, так сказать, в качестве компьютерных услуг. Рассмотрим два направления: использование компьютера в игровой деятельности ребенка и использование глобальной всемирной компьютерной сети — Интернета.

Для дошкольного и младшего школьного возраста свойственна одна особенность — играя, ребенок создает свой собственный мир, в котором действуют придуманные им правила и законы. Компьютерные игры усиливают краски этого мира, делая его более привлекательным для ребенка. Игры, несущие нравственную нагрузку, отражающие возрастные особенности детей и отвечающие действующим нормам здорового образа жизни, кроме пользы ничего не несут. Нам больше хочется обсудить качество игр другого толка, предлагаемых нашим детям на рынке компьютерных услуг. Это жестокие игры. В их основе лежат жестокие действия играющих. Нужно или убить кого-то, или избежать убийства. Причем воевать, как правило, надо с ужасными монстрами или накачанными злодеями.

Ребенку втолковывается, что только с помощью убийства ты можешь спасти мир и себя. С помощью подобных игр ребенку извне навязываются агрессивные модели поведения. Со временем эти внешние модели становятся основой внутреннего мира ребенка. Помните о том, что в игре ребенок создает свой собственный мир. Так вот, компьютер увеличивает, если можно так выразиться, этот мир в несколько раз. А главное, он делает ребенка участником действий, происходящих в игре. Ребенок идентифицирует себя с главным героем, а он, как правило, в подобных играх малопривлекателен с общечеловеческой точки зрения. Компьютерная виртуальная реальность, в которую погружается во время игры ребенок, формирует стимулы в его сенсорном поле. Ребенок вступает в контакты не с живыми людьми, как во время обычной игры, а с искусственными персонажами. Такие игры приучают его к тому, что любые конфликтные ситуации могут разрешаться с помощью силы.

Нельзя сказать, что вирус насилия исключительно связан лишь с компьютерными играми. В современном мире много насилия. И средства массовой информации из всех сил стараются довести количество и качество этого насилия до зрителя. Ребенок в какой-то мере подготовлен к восприятию насилия, как некоей реальности и даже панацеи в защите своих интересов и интересов хороших людей. Так что «игровое насилие» ложится на благодатную почву. Отсюда вывод — хватит насилия в повседневной жизни, кибер-насилие уж точно лишнее в жизни ребенка. Нельзя ребенка оградить от внешних воздействий. Социум активно внедряется в родительские воспитательные программы. Можно уменьшить дозы вируса насилия. А вот это уже зависит от умело построенной родительской педагогики.

Прежде всего ответим на вопрос, почему ребенок сидит как привязанный перед компьютером, неистово играя и играя? Может, ему не хватает тепла родительского очага? Может, современные, слишком занятые родители пытаются подобными действиями «откупиться» от ребенка, заменив компьютером свое внимание к нему? Ведь ребенку, выросшему в атмосфере понимания, любви, уважения нет нужды реализовывать себя в подобных играх. Вот для ребенка, лишенного родительского тепла, киберпространство становится родным домом, заменяя ему так недостающие ласки родителей. Парадокс заключается в том, что тяга к «боевикам», где героем может стать сам ребенок, не характеризует его как озлобившееся существо. Скорее наоборот, это свидетельствует о его одиночестве, ненужности, по его убеждению, никому. Вот в игре я — герой! Меня любит прекрасная принцесса за то, что я УБИЛ ее врага. И ребенок делает вывод — убийство приносит позитивные плоды.

Кроме одиночества, к агрессивным играм толкает ребенка неумение общаться со сверстниками. Компьютер заменяет ему друзей. Ведь он не дразнится и не обзывает, всегда радостно светится экран, приглашая в чудесный для ребенка мир призрачных побед. И тут, уважаемые родители, возникает вопрос. Если вы, наблюдая за ребенком, сделали вывод, что компьютер заменил ему друга, спросите себя: «Как это произошло?». Может, в свое время, когда ваш сын или дочь хотели пригласить своих друзей к вам в дом, а вы не позволили... Может, решили, хорошо, что у него нет друзей, зато он все время дома, перед вашими глазами, вернее, перед монитором компьютера. Проанализируйте все свои действия, и вы при желании всегда найдете причину одиночества своего ребенка. Конечно, лучше не допускать подобных явлений и заранее предупреждать их. Если, к примеру, ребенок интроверт, стеснителен, боязлив, то надо помочь ему с самого раннего детства преодолевать эти комплексы, развивая у него коммуникативные качества.

Рассматривая Интернет и его влияние на развитие ребенка, хочется отметить прежде всего положительный потенциал этого источника информации. С помощью Интернета любознательный школьник может значительно расширить свои познания в интересующей его области. Кроме того, появился особый язык, понятный обычно для активных пользователей Интернета. С помощью этого языка и умений работать с компьютером многие школьники чувствуют себя более уверенно во взаимодействии с разными людьми, в том числе с учителями и родителями. И действительно, многие дети младшего школьного возраста разбираются в компьютере гораздо более уверенно, чем многие учителя. Вывод напрашивается сам собой. Интернет полезен для умственного развития наших детей и овладения дисциплинами, которые им будут преподавать в школе. А значит, уже с детства их надо готовить к общению с ним.

Полезность Интернета очевидна. А в чем его вред? И есть ли он? Прежде всего в том, что если человек, использующий Интернет, не знает меры, то он попадает в зависимость от сети. Зависимость от Интернета многомерное понятие. Виртуальная реальность манит одиноких людей, которые ищут пути бегства от реальности. Попытка найти собеседника, понимающего проблемы личности, удается в Интернете гораздо легче, чем в реальной жизни. Ведь ни вы не видите собеседника, ни он вас. У вас есть возможность нарисовать свой новый портрет, не опасаясь за реальные последствия подмены. Реализация самых фантастических возможностей становится навязчивой идеей, и работа в Интернет-пространстве превращается в зависимость от него. Конечно, маленькому ребенку это не грозит. Но дитя очень быстро растет, и если вовремя не увидеть его тягу к Интернету и не ввести ее в адекватное русло, можно просто опоздать и получить компьютерного наркомана. Некоторые продумают, ну и сравнили! И напрасно. Врачи отмечают в Интернетзависимых людях физиологические и психические изменения. Такие люди часто пренебрегают своим здоровьем, чаще бывают раздражительны, нежелательно принимают критику, избегают физических нагрузок, нерегулярно питаются и др. Список может быть очень длинным. Поэтому необходимо очень внимательно отнестись к тому, сколько времени ребенок проводит в киберпространстве, проявляется ли у него зависимость от компьютерных игр (эскапизм). И если заметили симптомы зависимости, то действовать необходимо незамедлительно.

Обобщая наши рассуждения о значении компьютера в жизни ребенка, мы хотели бы еще раз настойчиво напомнить главное — время сидения ребенка перед компьютером должно соответствовать требованиям здорового образа жизни. Это 15 минут с перерывами и не более 30 минут в день для дошкольника и младшего школьника. Очень важны для ребенка ежегодные регулярные осмотры у окулиста. Врачи рекомендуют их проходить в сентябре, когда глаза ребенка еще не так устали и картина будет более понятной. Кроме того, очень полезно проводить специальную гимнастику для уставших глаз ребенка. Хотим рекомендовать комплекс упражнений, предложенный детским окулистом Т. Позняковой.

До начала гимнастики помыть руки с мылом и разогреть их, потирая ладошки одну о другую.

♦ Закрытые глаза прикрыть ладошками так, чтобы они при этом не давили на веки. Расслабиться и, всматриваясь в темноту перед глазами, представить, что разглядываешь звездное небо. Помечтать три минуты;

♦ Пальчиками нарисовать под бровями дугу. Рисовать от носа к вискам — 15 раз. На веки не давить;

♦ Так же, как предыдущее, только «рисуем» над бровями;

♦ Сжать руку в кулачок, оставив прямым большой палец. Приставляем палец к виску (значок квадратик), словно хотим показать соседу по парте, что мы о нем думаем. Покрутить кулачки вокруг виска 30 раз.

♦ Это упражнение очень любят в Китае. Над верхними веками находим особую точку. Она находится между уголком глаза и началом брови. Глаза закрыть и давить на эту точку. Сосчитать до 30.

♦ Под глазами, около носа, находим такую точку, которая слегка болит, когда на нее нажимают. Эта точка — значок треугольник. Давить на эту точку так, словно хотим приклеить к щечкам еще несколько новых веснушек. Сосчитать до 30.

♦ За ухом на выпуклой косточке находится самая чувствительная точка. Находим эту точку и давим на нее 15 — 20 секунд.

Думается, что выполнение этих незамысловатых рекомендаций во многом поможет родителям воспитать у ребенка культуру «потребления» Интернета и оградят его от вредного влияния это современного информационного поля. Необходимо постоянно помнить о том, что чрезмерное увлечение компьютером — это в некоторой степени и уход от реальной жизни, трудности адаптации к ней.

Советы бывалого педагога

В родительский блокнот

❀ Установите компьютер таким образом, чтобы можно было отслеживать время сидения за ним вашего ребенка.

❀ Установите для ребенка предел времени, которое можно проводить за компьютером. При этом нельзя делать это в жесткой форме, это может вызвать лишь протест со стороны ребенка, тем более что он приближается к подростковому возрасту. Лучше использовать замену одного вида деятельности другим.

❀ Попробуйте сделать так, чтобы время от времени несколько дней подряд ребенок не работал за компьютером. Опять же не следует быть при этом авторитарным. Можно организовать, например, выезд всей семьей за город на нескольку дней.

❀ Программным образом заблокируйте доступ к компьютеру.

❀ Будьте терпеливы — решение любой трудности требует достаточно времени.

На заметку бабушке и дедушке

❀ Установите правило для ребенка ни под каким предлогом не обращаться к компьютеру до определенного времени в течение дня и следите за его выполнением.

❀ Найдите для ребенка привлекательное дело. Отвлекайте его от компьютера.

❀ Предложите альтернативу компьютеру (секции, театральные студии, кружки, свое общение, семейные традиции, беседы).

❀ Научите ребенка извлекать из жизни другие наслаждения, способные заменить или превзойти удовольствие, получаемое при работе за компьютером.

❀ Попробуйте предложить ребенку такую игру: пусть он вас поучит обращаться с компьютером. Но вы ведь не можете долго ...

Рекомендуем посмотреть:

Памятка для родителей младшей группы детского сада

Игрушки для ребёнка от 2 до 3 лет

Консультация для родителей: Зимние забавы

Что должен знать ребёнок в 2 года. Памятка для родителей

Игрушки для ребёнка от 1 года до 2 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!