Развитие мышления и воображения ребенка

Развитие мышления и воображения ребенка

Воображение делает нашу жизнь красочной, эмоциональной, неповторимой, помогает отойти от привычных стереотипов.

Для развития воображения предложите своему малышу придумать новую сказку или какой-то ее эпизод.

Пусть дома появится «волшебная палочка», которую вы изготовите втайне от ребенка, проявив все свое умение и творчество. Вначале вы, взрослые, используйте ее в различных ситуациях (помогайте зайчику стать невидимкой или, наобо­рот, великаном; Колобку стать деревянным и т. д.). Со временем, обученный владению «волшебной палочкой», ваш ребенок сам начнет действовать: помогать героям сказки, вызволять их из беды. «Волшебная палочка» поможет вашему ребенку самостоятельно творить, вершить добрые дела, фантазировать, развивать воображение.

Для развития мышления, воображения и речи полезно задание на объединение двух сказок в одну с новым сюжетом. Это трудное задание и для вас, взрослых. Ведь нужно логично ввести новых героев в сюжет сказки, переплести два сюжета,

то есть придумать новое содержание. В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребенка. При выполнении этого задания несомненно руководителями и организаторами будут взрослые.

Все дети достаточно изобретательны. А само изобретательство относится к развивающему обучению. Эта деятельность положительно влияет на активизацию резервных возможно­стей личности. В каждом ребенке сокрыт целый клад фантазии.

Предложите ребенку изобрести, придумать что-то новое не в буквальном смысле этого слова, а в мыслях, то есть пофантазировать. А изобретать можно и нужно разнопланово:

• придумывать старые предметы в новых вариантах (будильник хватает спящего за ушки, в нем заложены мелодии за­втрака, гигиенических процедур и т. д.);

• придумывать новое назначение предметов (холодный утюг использовать как пресс, молоток, машинку для кота и т. д.);

• превращать себя и членов своей семьи, друзей в другие одушевленные, а порой неодушевленные предметы (мама — солнышко, папа — царь зверей, лучший друг — компьютер и т. д.);

• составлять фантастические сказки о себе.

Постановка проблемного вопроса. Родители, и вы в том числе, чаще всего задают ребенку традиционные вопросы по тексту сказок: от кого убежал Колобок? к кому шла Красная Шапочка? что она несла в корзинке? Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли). К примеру:

• Почему убежал Колобок от деда с бабой?

• А если бы не убежал, как бы развивались события в сказке?

• Каким образом Красная Шапочка могла бы избежать встречи с волком?

• А если бы людоед не превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем?

• Всегда ли плохо, когда в грязь полез, и рад, что грязна рубаха? Может быть, карапуз полез в лужу выручать собачку или достать игрушку...

Отвечая на такие ваши проблемные вопросы, дети начинают искать свои варианты, то есть решать поставленную перед ними проблему.

Вообще, вы располагаете богатым арсеналом средств воздействия на своих детей для развития мышления и воображения. В этом плане нельзя не отметить метод аналогий, помо­гающий формировать ассоциативное мышление, что очень необходимо и для ребенка, и для взрослого человека. Например, ваш ребенок смотрит по телевизору мультсериал «Том и Джерри» или «Ну, погоди!». По окончании просмотра полезно спросить его: «А в каких сказках тоже встречаются мышки и кошки? Зайчик и волк?» Ребенок начинает вспоминать и проводить параллели. Другой пример. После чтения сказки «Золушка» дети с вашей помощью называют таких же добрых, трудолюбивых, красивых героинь из других сказок (Красная Шапочка, Крошечка-Хаврошечка, сестрица Аленушка и т. д.).

Вы можете вместе с ребенком также включиться в очень интересную игру: шифровать название сказок, имена их ге­роев или отдельные слова из произведений. Эта игра развивает смекалку, сообразительность, юмор. А без этих качеств у ребенка трудно представить хорошо развитое мышление и воображение.

Шифровать можно по-разному:

• перевернуть слово слева направо («Теремок» — «Комерет»);

• изобразить вверх ногами всего две буквы («Путаница» — «Цутаница»).

Развивая речь, сказки замечательно помогают развивать и память малышей. Выполняя задания, отвечая на поставленные вопросы, ребенку необходимо напрячь свою память, вспомнить название или содержание сказки. Например, угадать сказку по трем словам:

1) коза, козлятки, волк («Волк и семеро козлят»);

2) курочка, петушок, зернышко («Петушок и бобовое зернышко»).

Или: В какой сказке есть такие слова?

• «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?» («Морозко»)

• «Нет ни речки, ни пруда,

• Где воды напиться.

  Разве вкусная вода

  В ямке из копытца?»

(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Сказки позволяют не только их слушать, но и играть с ними, и дописывать, и делать «салат» из сказок, и развязывать «узел­ки» сказочных «клубочков». Чтобы развязать такой узелок, ребенку надо вспомнить не одну сказку, а несколько сказок, которые свернулись в клубок.

Например: «Жили-были дед и баба, и была у них Курочка Ряба. Снесла Курочка Ряба яичко. Положила его баба на окошко студиться. А дед пошел тянуть репку. Тянет, тянет, а вытянуть не может» («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»).

Рекомендуем посмотреть:

Игры на развитие творческого воображения детей 3, 4 лет

Как проверить готовность ребёнка к школе

Как научить ребёнка 4, 5 лет говорить правильно

Развивающие игры для детей от 5 до 6 лет. Моторные игры

Подготовка ребенка к школе

Нет комментариев. Ваш будет первым!