Игры на развитие памяти и внимания у детей 6-7 лет

Игры, развивающие память, внимание и речь у детей старшего дошкольного возраста

Твоё слово!

Цель:

- Развитие речи.

- Формирование правильной осанки.

- Расширение кругозора.

Ход игры

Взрослый стоит на одной стороне комнаты, а ребёнок — на другой (во время игры постоянно следите за осанкой ребёнка). Взрослый медленно произносит три слова, объединённых одной темой. Ребёнок делает на каждое слово один шаг к взрослому. Затем взрослый показывает на ребёнка и говорит: «Твоё слово!» Ребёнок должен назвать слово по данной теме. Например:

«Шкаф, стол, стул, ... диван»;

«Яблоко, груша, лимон, ... банан»;

«Капуста, свёкла, лук, ... морковь».

Игроки могут поменяться ролями.

Отвечай быстро!

Цель:

- Развитие речи и памяти.

- Владение мячом.

- Расширение кругозора.

Вам понадобится: мяч диаметром 20 см.

Ход игры

Взрослый и ребёнок встают напротив друг друга. В руках у взрослого мяч. Он бросает мяч ребёнку и называет любой предмет, например, мяч. Ребёнок ловит мяч, называет цвет предмета и бросает мяч обратно. Если ребёнок долго думает, то взрослый говорит ему: «Отвечай быстро!»

Варианты заданий: назвать цвет, материал, форму, назначение. (Вариант задания обговаривается заранее перед игрой: «Я буду называть тебе предмет, а ты должен сказать, какой он формы».)

Перелёт птиц

Цель:

- Развитие речи.

- Развитие быстроты реакции на сигнал.

- Расширение кругозора.

Вам понадобится: карточки с изображением птиц.

Ход игры

На противоположных сторонах комнаты располагают места для сидения: стулья, табуреты, высокие подушки, большие мягкие игрушки. Ребёнку показывают изображения птиц и рассказывают о том, что существует много разновидностей птиц, и все они имеют названия. Прочитайте ребёнку:

«Открыта школа для птенцов!

Занятия — с пяти часов.

Здесь можно даже летом

Учиться всем предметам!»

И ровно в пять часов утра

Слетелась птичья детвора:

Воробушки, галчата,

Чижи,

Стрижи,

Щеглята,

Сороки, воронята,

Синицы и скворцы.

(Б. Заходер)

Ребёнку предлагают занять гнёздышко, и он садится на любое место. Взрослый спрашивает: «Какой птицей ты хочешь быть?» Ребёнок отвечает: «Голубем!» Взрослый: «Лети, голубь!» Ребёнок, изображает голубя, бегает по комнате и машет крыльями. На сигнал «Голубь, в гнёздышко!» — садится на своё место. Затем взрослый сам называет птицу, например «дятел», а ребёнок ищет себе новое гнездо. Взрослый может также называть птиц, которые не летают, например: страус, пингвин. Тогда ребёнок не летает, а ходит, подражая им.

Назови цвет

Цель:

- Развитие внимания, речи и памяти.

- Формирование правильной осанки.

Ход игры

Идя по улице с ребёнком, называйте ему цвет проезжающих машин.

Затем предложите ему самостоятельно называть цвета машин, оказавшихся рядом. Во время игры следите за осанкой ребёнка, чтобы он не сутулился, а держал спину, плечи и голову прямо.

Шагалочка

Цель:

- Развитие памяти и речи.

- Закрепление навыка согласовывать слова и шаги.

Ход игры.

Взрослый и ребёнок шагают под ритм произносимой скороговорки. Скороговорку сначала произносит взрослый, затем взрослый вместе с ребёнком, и, наконец, ребёнок самостоятельно. Например:

Жираф ел джем, а муха

Жужжала ему в ухо

О том, что в джеме буква «Ж»

И джем кончается уже.

 

Шмель кружил над крышей,

Шмель шаги услышал

И, увидев папу,

Сел ему на шляпу.

 

Заяц с зеброй пели хором

В зоопарке за забором,

А зелёный крокодил

Им пластинку заводил.

 

Щенок решил помыться,

Взял щётку — и вперёд!

Щекотки не боится

И, щурясь, щёки трёт.

(М. Грозовский)

По мере освоения игры скороговорку меняем.

«Pa-pa-pa»

Цель:

- Развитие памяти и речи.

- Укрепление мышц ног, развитие выносливости.

Ход игры

Взрослый и ребёнок, двигаются по комнате, чередуя хлопки с прыжками, и произносят:

Ра-ра-ра!     (Три хлопка.)

Рано, с самого утра.    (Два прыжка.)

Ра-ра-ра!          (Три хлопка.)

Начинается игра.     (Два прыжка и т. д.)

Ри-ри-ри!

Мы надули пузыри.

Ры-ры-ры!

Разноцветные шары.

Ри-ри-ри!

Посчитай их: раз, два, три!

Ру-ру-ру!

Сделал в шарике дыру...

Ро-ро-ро!

Ох, испорчено добро...

Ру-ру-ру!

Пистолеты в кобуру!

Зайцы в огороде

Цель:

- Развитие речи и внимания.

- Укрепление мышц ног.

- Расширение кругозора.

Вам понадобится: скакалка или верёвка, 2 табурета, карточки с рисунками овощей и фруктов или их муляжи (пластмассовые или резиновые).

Ход игры

На одной стороне комнаты натяните скакалку на высоте 10 см от пола, привязав её к ножкам двух табуреток. По комнате разложите карточки или муляжи овощей и фруктов. Договоритесь с ребёнком, что это — огород. Ребёнок будет играть роль зайца, а вы собаки-сторожа. Заяц перепрыгивает забор и идёт собирать для себя овощи и фрукты. Через определённое время (20— 30 секунд) вы начинаете громко лаять, заяц убегает с огорода, перепрыгивая обратно. Проверьте, правильную ли еду собрал ребёнок (не взял ли он случайно лимон или апельсин). Затем положите карточки на место и повторите игру.

Земля, вода, воздух

Цель: расширение кругозора.

Вам понадобится: мяч диаметром 20 см.

Ход игры

Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит: «Зебра!» Ребёнок ловит мяч, бросает его обратно и называет среду, в которой обитает это животное: «Земля!» Если животное может жить и на земле, и в воде (или и в воздухе, и на земле), то ребёнок должен назвать их, например: «Анаконда!» — «Земля, вода!» Первое время подсказывайте ребёнку. Если ребёнку сложно, покажите ему картинки с животными, обратив его внимание на то, где эти животные обитают.

Магазин

Цель:

- Развитие фонематического слуха.

- Формирование правильной осанки.

- Расширение кругозора.

Ход игры

Взрослый предлагает ребёнку сходить в магазин за покупками и играет роль продавца. Ребёнок подходит к нему. Продавец спрашивает: «Что ты хочешь купить?» «Апельсины!» — отвечает ребёнок. «Заплати первой буквой слова апельсин» — просит продавец. «А!» — произносит ребёнок. Продавец подаёт ему воображаемые апельсины. Ребёнок уходит, затем возвращается за второй покупкой. Во время игры всё время следите за осанкой ребёнка, чтобы он держал спину, плечи и голову ровно.

Ветер, штиль и пух

Цель:

- Развитие памяти и речи.

- Развитие равновесия, профилактика плоскостопия.

Ход игры

Перед игрой объясните ребёнку значение слова «штиль». Взрослый и ребёнок ходят по комнате и произносят:

Жарким летом, каждый знает,          (Ходьба на носках.)

Тополиный пух летает.

Тихо в воздухе кружится.                 (Кружиться на месте вправо, влево.)

Как ему остановиться?

Наступает полный штиль.               (Остановиться.)

Едет лишь автомобиль.              (Имитировать вращение руля.)

Пух ложится на дома,              (Удерживать равновесие то на одной, то на другой ноге.)

Словно к нам пришла зима.

Шапка, куртка, сапоги

Цель:

- Развитие внимания и речи.

- Расширение кругозора.

Ход игры

Идя по улице вместе с ребёнком и встречая прохожих, взрослый произносит: «Куртка!» Ребёнок должен назвать цвет шубы, куртки, плаща или пиджака прохожего. Если мы произносим «Шапка!» — ребёнок называет цвет головного убора, а на сигнал «Сапоги!» — цвет обуви прохожего. Помогайте ребёнку, если встречаете необычные расцветки.

Добавь словечко

Цель:

- Развитие внимания и речи.

- Развитие ловкости.

- Расширение кругозора.

Вам понадобится: мягкая игрушка среднего размера.

Ход игры

Взрослый и ребёнок встают напротив друг друга. У взрослого в руках мягкая игрушка. Взрослый бросает ребёнку игрушку и произносит: «Лимон!» Ребёнок ловит игрушку, бросает обратно и добавляет слово по смыслу: «Лимон кислый!» Игроки могут поменяться ролями.

Напомните ребёнку, как правильно ловить игрушку: смотреть на неё, ловить пальцами, не прижимать к себе.

Усложнение. Взрослый произносит 2 слова, например: «Лимон кислый!» Ребёнок добавляет: «Лимон кислый и жёлтый!»

Подъёмный кран

Цель:

- Развитие речи и внимания.

- Укрепление мышц плечевого пояса и брюшного пресса.

Вам понадобится: мелкие и большие игрушки.

Ход игры

Взрослый рассказывает ребёнку о подъёмном кране. На полу в центре комнаты кладут игрушки. Ребёнок садится на пол возле игрушек, упирается руками в пол. Игроки произносят:

Поднимешь что угодно с ним,

На стройке он незаменим,

Железный этот великан —

Подъёмный... Догадались? Кран.

(Е. Агинская )

Затем он захватывает, поднимает ногами предметы, называет их, поворачиваясь на ягодицах, переносит в другое место и кладёт на пол. Игра заканчивается тогда, когда весь груз перенесён.

Принцесса Маша

Цель:

- Развитие памяти и речи.

- Формирование правильной осанки.

Вам понадобится: книга среднего размера и толщины.

Ход игры

Взрослый напоминает ребёнку сказку о Золушке, которая стала принцессой. Для того чтобы быть принцессой, надо иметь не только красивое платье и хрустальные туфельки, но и красивую осанку. Взрослый кладёт книгу ребёнку на голову и говорит, что это корона (подбородок приподнят, плечи расправлены). Ребёнок идёт по комнате, удерживая книгу на голове, и произносит:

Утром у принцессы Маши

Много всяческих забот,

Ведь её на бал сегодня

Во дворец король зовёт.

Всё убранство во дворце

Золотом сверкало.

Гости в зале собрались,

Всё готово к балу.

Вот и Маша в зал вошла

В платье ярко-красном,

В туфельках на каблучках

Машенька прекрасна.

(С. Михайлов )

Усложнение. Поворачиваться, садиться, вставать, танцевать, удерживая книгу на голове.

Повтори

Цель:

- Развитие внимания и памяти.

- Укрепление мышц всего организма.

Ход игры

Взрослый показывает движения, а ребёнок их повторяет. Например: руки в стороны — вверх — вперёд — вниз. Движения можно показывать и в других исходных положениях: стоя на двух ногах, стоя на одной ноге, сидя на полу или стуле, сидя на корточках, стоя на четвереньках или коленях, лёжа на спине, на животе или на боку. Игроки могут поменяться ролями.

Помните, что движение — это не поза, в которой ребёнок замирает и удерживает равновесие, а передвижение тела в пространстве.

Что везёшь, автомашина?

Цель:

- Развитие фонематического слуха.

- Формирование правильной осанки.

- Расширение кругозора.

Вам понадобится: игрушечный руль или летающая тарелочка.

Ход игры

Ребёнок изображает машину. Он берёт руль, едет по комнате и останавливается возле взрослого. Взрослый произносит:

— Что везёшь,

Автомашина?

Всё, что есть

На букву а.

Вот

Арбузы,

Апельсины,

Абрикосы

И

Айва.

(Г. Сапгир)

Ребёнок называет всё, что может везти машина на букву «А». Во время игры следите за тем, чтобы ребёнок не сутулился. При повторении игры взрослый называет другую букву, произнося при этом только первые четыре строчки стихотворения.

Разговорчивый шарик

Цель:

- Развитие фонематического слуха и внимания.

- Развитие ловкости.

Вам понадобится: воздушный шарик.

Ход игры

Взрослый и ребёнок отбивают друг другу шарик и произносят:

Я люблю воздушный шарик.

Он летит до потолка.

С мамочкой мы поиграем

Этим шариком пока.

Шарик влево —

Мама влево,

А теперь займёмся делом.

Отбиваем — называем

Интересные слова:

«Шершень» — я,

«Шалун» — она.

Продолжая отбивать друг другу шарик, игроки называют любые слова на звук «Ш».

При повторении игры букву меняют. Например: «„Ранец" — я, „радость" — она».

Усложнение. Называть слова, в которых заданный звук стоит в середине или в конце слова.

Цветные салки

Цель:

- Развитие внимания.

- Развитие быстроты реакции на сигнал.

Ход игры

Ребёнок свободно бегает по комнате, квартире или площадке. Взрослый неожиданно кричит: «Красный!» Ребёнок должен быстро найти и взяться рукой за предмет красного цвета.

Усложнение. Если ребёнок хорошо различает, кроме основных, другие цвета и оттенки, то их тоже можно использовать в игре.

Двое мишек косолапых

Цель:

- Развитие памяти, внимания и речи.

- Профилактика плоскостопия.

Ход игры.

Взрослый и ребёнок произносят и выполняют движения по тексту.

Двое мишек

Косолапых

В школу шли, кряхтели.

Двое мишек

Косолапых

В школу не хотели.

(Ходьба на ладонях — стопах.)

 

Двое мишек Косолапых

Шли домой, плясали.

Улей с мёдом

Разыскали —

Лакомиться стали.

(Ходьба на внешней, стороне стоп.)

 

Злые пчёлы

Загудели,

Налетели роем.

(Руки в стороны, помахать кистями.)

 

Двое мишек

Косолапых

Убежали с воем.

(Убежать в угол комнаты, обнять друг друга, произнести «у-у-у».)

(К. Кубилинскас)

Жук

Цель:

- Закрепление произношения звука «Ж».

- Снятие нагрузки с позвоночника, укрепление мышц плечевого пояса, формирование правильной осанки.

Вам понадобится: скакалка или верёвка длиной 2 - 3 м.

Ход игры

На одной стороне комнаты натягивают скакалку на высоте 30 см от пола. Один конец её можно привязать, а другой держит взрослый. Ребёнок изображает жука. Он ползёт на четвереньках, опираясь на ладони и колени, до скакалки и проползает под ней, наклонив голову и прогнув спину. Игроки произносят:

Я сижу и жужжу,

«Жу-жу-жу» всё твержу.

Я жужжу и кружу,                    (Повернуться кругом.)

«Жу-жу-жу» — весь дрожу.

Проползу под кусточком,                (Проползти под скакалкой.)

Схоронюсь под листочком.                     (Свернуться калачиком.)

После игры ребёнок должен встать на ноги и похлопать над головой в ладоши.

По очереди

Цель:

- Развитие памяти и речи.

- Формирование правильной осанки.

Ход игры

Шагая по квартире или гуляя в парке с ребёнком за руку, вспомните (выучите) с ним любое детское стихотворение или песенку.

Читайте (пойте) его по очереди: первую строчку — мама, вторую — ребёнок и т. д. Например:

Сказка по лесу идёт —

Сказка за руку ведёт,

Из реки выходит сказка!

Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка — умница

и прелесть,

С нами рядышком живёт.

(Ю. Мориц)

Во время игры всё время следите за осанкой ребёнка, чтобы он держал спину, плечи и голову прямо. Обязательно меняйте руку, за которую ведёте ребёнка.

Что за буква?

Цель:

- Закрепление названий букв.

- Развитие мелкой моторики.

Вам понадобится: пластилин или объёмные буквы, повязка на глаза (шарф).

Ход игры

Ребёнок стоит на одной стороне комнаты. Ему завязывают глаза. Взрослый лепит из пластилина или достаёт готовую объёмную букву, которую ребёнок хорошо знает.

Ребёнка просят подойти к взрослому (можно помочь ему — взять за руку) и дают в руки букву, которую он должен назвать. Чтобы играть было интереснее, игроки могут поменяться ролями.

Трясина

Цель:

- Развитие речи и памяти.

- Тренировка равновесия.

Вам понадобится: две скакалки или верёвки.

Ход игры

Двумя скакалками на полу выкладывают дорожку шириной 15 см.

Игроки произносят:

Здесь глубокая трясина,              (Показать рукой вокруг себя.)

Вся вода покрыта тиной.

Есть лишь узкая дорожка.

Я шагаю понемножку.                 (Шагать между скакалками, руки в стороны.)

Осторожненько пойду

И трясину перейду.

Мамочка, смелей ступай!                  (Переходит мама.)

Папочка, не отставай!            (Переходит папа.)

За грибами

Цель:

- Развитие речи и памяти.

- Развитие навыка сочетать слова и движения.

Ход игры

Взрослый и ребёнок идут по комнате и произносят:

Мы ходили за грибами.                   (Обычная ходьба.)

Мама с братом вместе с нами.

Мы искали и устали,                     (Имитация сбора грибов.)

Отдохнули под кустами.                       (Сесть на пол.)

Слышим: вдруг крадётся волк.              (Пальцы рук согнуть, изобразив когти.)

Он зубами щёлк да щёлк.                    (Пощёлкать пальцами.)

Мы бежали и кричали,                       (Бег на месте.)

Все грибочки растеряли:

«А-а-а!»                        (Остановиться, громко закричать.)

Рано утром

Цель: развитие ловкости.

Вам понадобится: мяч диаметром 20 см.

Ход игры

Перед игрой выучите с ребёнком стихотворение. Ребёнок отбивает двумя или одной (правой, левой) рукой мяч, под ритм произносимого стихотворения:

Рано утром

Мама-квочка

В класс отправила

Сыночка.

Говорила:

— Не дерись,

Не дразнись,

Не петушись,

Поспеши,

Уже пора.

Ну, ни пуха

Ни пера!

 

Через час,

Едва живой,

Петушок

Идёт домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нём и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

(В. Орлов )

Юля-озорница

Цель:

- Развитие речи и памяти.

- Совершенствование умения согласовывать слова и прыжки.

Вам понадобится: скакалка.

Ход игры

Ребёнок прыгает через скакалку под ритм произносимого стихотворения:

Скачет по двору, играя,

Юля-озорница.

Видит — в луже у сарая

Солнце золотится.

Угодило солнце в лужу

И лежит на донце.

Что же будет? Как наружу

Выберется солнце?

 

Юля ковш взяла на кухне,

Вычерпала воду.

— Солнце, солнце, не потухни!

Выйди на свободу!

(К. Кубилинскас)

Говорящие игрушки

Цель:

- Развитие речи, памяти, умения делить слова на слоги.

- Развитие мелкой моторики.

Вам понадобится: куклы и любые мягкие игрушки, ключик.

Ход игры

Посадите несколько игрушек на диван. Дайте ребёнку ключик. Объясните, что все игрушки — говорящие. Если их завести ключиком, то они скажут своё имя. Попросите его заводить игрушки по очереди и по слогам произносите их имена. Например: Ка-тя, Мур-ка, Фи-ля, Ша-рик. Затем возьмите у ребёнка ключик и заведите его. Пусть он скажет по слогам, как его зовут. Затем ребёнок заводит игрушки и говорит имена самостоятельно. Поправьте его, если он ошибётся.

Усложнение. Дайте игрушкам имена из трёх слогов. Например: Ма-ри-на, Сте-паш-ка, Кар-ку-ша.

Машинист

Цель: развитие координации движений.

Ход игры

Взрослый — машинист тепловоза, а ребёнок — вагон — прицепляется к нему за пояс сзади. Игроки идут по комнате маленькими шагами, не расцепляясь, и произносят:

Машинист наш, машинист

Тепловоз ведёт.

Машинист наш, машинист

Песенку поёт:

«Туки-так, туки-так,

Тепловоз наш мчится.

Туки-так, туки-так,

Вот бы прокатиться!»

Машинист может вести тепловоз куда хочет. При повторении игры игроки меняются ролями.

Покажи букву

Цель:

- Закрепление алфавита.

- Развитие быстроты реакции на сигнал, укрепление мышц ног.

Вам понадобится: карточки с буквами.

Ход игры

Выберите 5 букв, с которыми знаком ребёнок, и разложите их на диване. Ребёнок встаёт на противоположной стороне комнаты. По сигналу «Можно!» ребёнок начинает прыгать на двух ногах к дивану. Быстро назовите букву. Ребёнок должен остановиться, взять и поднять её вверх. Карточку положите обратно, ребёнок шагом возвращается назад, и игра повторяется с другой буквой. В ходе игры постепенно увеличивайте количество букв.

 

Белый зайчик умывается

Цель:

- Развитие речи.

- Расширение кругозора.

Ход игры

Взрослый играет роль воспитателя, а ребёнок — зайчика. Вспомните с ребёнком, как зовут воспитателей в его группе. Игроки произносят:

Белый зайчик умывается,         (Имитировать умывание, не касаясь лица В детский садик собирается, руками.)

Вымыл носик,                  (Круговые движения правой рукой у носа.)

Вымыл ротик,                   (Круговые движения левой рукой у рта.)

Вымыл ушки                        (Круговые движения руками возле ушей.)

На макушке...                     (Прыгать на двух ногах к воспитателю.)

— Здравствуйте, ...!

(имя и отчество воспитателя)              (Громко поздороваться.)

Затем зайчик шагом возвращается назад, и игра повторяется, но здоровается с другим воспитателем.

Волшебная скакалка

Цель:

- Развитие речи, умения делить слова на слоги.

- Совершенствование умения прыгать через скакалку.

Вам понадобится: скакалка.

Ход игры.

Взрослый берёт скакалку и говорит ребёнку, что это волшебная скакалка: она умеет делить слова на слоги. Называет слово, сначала из двух слогов, и предлагает ребёнку попрыгать, произнося это слово. Вы увидите, как легко и просто слово разбилось на 2 слога.

Следующее слово называет ребёнок. Затем придумайте слово из трёх, четырёх и более слогов.

Таким образом ребёнок научится быстро делить слова на слоги и закрепит умение прыгать через скакалку.

Отгадай и принеси

Цель:

- Развитие речи, памяти и внимания.

- Формирование правильной осанки.

Ход игры

Взрослый загадывает ребёнку какой-нибудь предмет. Ребёнок должен угадать и принести этот предмет взрослому. Например: «Принеси мне предмет — металлический, серого цвета, им едят суп». Ребёнок идёт на кухню и приносит ложку. Если предмет большой, то ребёнок берёт взрослого за руку и подводит к предмету.

Во время игры следите за осанкой ребёнка, чтобы он не сутулился, а держал спину, плечи и голову прямо. В игре можно использовать загадки, как народные и авторские, так и придуманные вами.

В синем море буква О

Не даёт упасть на дно.    (Спасательный круг)

 

Есть у нас стеклянный дом,

Поселились рыбки в нём.

Даже рыбка золотая

В нём живёт, забот не зная.     (Аквариум)

Компот

Цель:

- Развитие речи, памяти и внимания.

- Развитие выносливости.

Вам понадобится: обруч диаметром 50 см.

Ход игры

Посередине комнаты кладут обруч. Взрослый сообщает ребёнку, что это кастрюля, в которой мы сейчас будем варить компот. Ребёнок впрыгивает в обруч и произносит: «Яблоко!» и быстро выпрыгивает назад. Затем впрыгивает в обруч, произносит: «Клюква!» и выпрыгивает. И так до тех пор, пока не перечислит все фрукты и ягоды, из которых можно сварить компот.

Вариант игры: варим суп — называем всё, из чего варят суп.

Не выпусти мяч из круга

Цель:

- Развитие речи и памяти.

- Развитие навыка владения мячом.

Вам понадобится: мяч диаметром 20 см, обруч диаметром 50 см.

Ход игры

На пол посередине комнаты кладут обруч. Ребёнок произносит стихи и ритмично отбивает мяч одной рукой так, чтобы он всегда оставался в круге.

Я боюсь, я боюсь

Волка и кукушку.

Я боюсь, я боюсь

Жабу и лягушку.

Я боюсь, я боюсь

Муравья и мушку.

И ужа, и ежа,

И чижа, и стрижа.

Поглядите, как дрожат

Ушки на макушке.

(Е. Тараховская)

Колобок

Цель:

- Развитие речи и памяти.

- Развитие ловкости.

Вам понадобится: мяч диаметром 20 см.

Ход игры

Ребёнок подбрасывает и ловит мяч двумя руками под ритм произносимого стихотворения:

Колобок, Колобок,         (Подбрасывать и ловить мяч двумя руками по 2 раза на каждую строчку.)

Круглый бок, румяный бок.

Шёл по лесу, не спеша,

Как погода хороша!

Он от зайца ушёл,

И от волка ушёл,

От медведя убежал,

На обед к лисе попал!                (Поймать мяч и остановиться.)

Молчанка

Цель:

- Формирование правильной осанки.

- Развитие самоконтроля.

Ход игры

Взрослый и ребёнок могут играть в эту игру где угодно, особенно тогда, когда необходима тишина. Игроки ходят и произносят:

Поохотилась лягушка:

На обед поймала мушку.

В полдник съела комара,

А на ужин — мошкара.

Забралась под лопушок,

Притаилась — и молчок!

(С. Миронова)

После произнесения последней строчки нельзя разговаривать. Кто первый скажет слово или засмеётся, тот проиграл. Игроки могут смешить друг друга, строить рожицы, делать какие-нибудь забавные движения. Не забывайте во время игры следить за осанкой ребёнка.

Две весёлые лягушки

Цель:

- Развитие речи и памяти.

- Укрепление мышц рук и ног, развитие координации движений.

Ход игры

Игроки изображают лягушек. Они прыгают с опорой на руки на двух ногах вперёд, переставляя руки после каждого прыжка, и произносят:

Две зелёные лягушки

Не сидят на месте.

Ловко прыгают квакушки,

Веселятся вместе:

— Ква-ква-ква!

Игроки встают на ноги и ходят, встряхивая руками. Затем игра повторяется.

Бежалочка

Цель:

- Развитие речи и памяти.

- Развитие выносливости и навыка сочетать слова и бег.

Ход игры

Игроки бегут по комнате или по дорожке в парке, произнося скороговорку или стихотворение. При повторении игры направление бега меняется. Эту игру надо обязательно чередовать со спокойной игрой: так она даёт большую нагрузку на лёгочную и сердечно-сосудистую системы организма.

1. Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.

 

2. Я мчусь.

Я — скорый поезд.

Пыхчу я —

Чух-чух-чух.

От скорости,

От скорости

Захватывает дух.

 

Остались где-то сзади

Кушетка и буфет.

Под поездом,

Под поездом

Дрожит, скрипит паркет.

(В. Лунин)

С мамой по лесу пойдём

Цель:

- Развитие речи и памяти, закрепление знаний о грибах и ягодах.

- Формирование правильной осанки.

- Расширение кругозора.

Вам понадобится: карточки с изображениями грибов и ягод (или муляжи), корзинка, ведёрко.

Ход игры

Поставьте посередине комнаты корзинку и ведёрко, а карточки разложите по всей комнате. Во время игры следите за осанкой ребёнка, чтобы он держал спину, плечи и голову ровно, не сутулился. Игроки идут и произносят:

С мамой по лесу пойдём         (Ходьба вокруг корзинки и ведёрка.)

И грибы мы соберём.

Этот гриб я беру              (Взять гриб, назвать его и положить в корзинку.)

И в корзинку кладу.

С мамой по лесу пойдём,         (Ходьба.)

Ягодок мы наберём.

Эту ягодку беру         (Взять ягодку, назвать её и положить в ведёрко.)

И в ведёрко кладу.

С мамой по лесу идём,            (Ходьба.)

Грибы-ягоды берём.

Нет, поганку нам не надо,      (Взять поганку, назвать её и отложить в сторону.)

Ведь в поганке много яда!

Сороконожка

Цель:

- Развитие речи и памяти.

- Совершенствование навыка ходить в ногу с партнёром.

Ход игры

Игроки встают «паровозиком» и идут по комнате, шагая в ногу и произнося:

Как-то раз сороконожку

Пригласили на обед.

Ждут жучки, букашки, мошки,

А её всё нет и нет.

Наконец сороконожка

Появилась у стола.

— Опоздала я немножко,

Еле-еле приползла.

Ведь какое невезенье,

Как же мне не опоздать!

Там у входа объявленье:

«Просьба ноги вытирать!»

(Б. Блиох)

При повторении игры игроки могут поменяться местами.

Я знаю

Цель:

- Развитие речи.

- Развитие выносливости.

- Расширение кругозора.

Вам понадобится: скакалка.

Ход игры

Игроки по очереди, прыгая через скакалку, произносят: «Я знаю пять имён мальчиков. Раз — Коля, два — Вова, три — Саша, четыре — Андрей, пять — Денис». Следующий игрок может назвать 5 имён девочек, 5 городов, 5 овощей, 5 фруктов, 5 предметов мебели, 5 предметов посуды, 5 предметов техники, 5 цветов, 5 деревьев и т. д.

Усложнение. Назвать 7, 8 или 10 слов.

Вариант: в эту игру можно играть, отбивая или подбрасывая мяч.

«Р-р-р»

Цель:

- Развитие фонематического слуха и внимания.

- Формирование правильной осанки при ходьбе.

Ход игры

Гуляя по улице с ребёнком, предложите ему хлопать в ладоши, если он услышит в произносимых вами словах звук «Р». Вы произносите слова, в которых нет звука «Р», «Р» стоит в начале, в середине или в конце слова, а ребёнок хлопает в ладоши. Игроки могут поменяться ролями: ребёнок будет называть слова, а вы — хлопать в ладоши. Заданный звук можно поменять.

Во время игры следите за осанкой ребёнка, чтобы он держал спину и голову ровно.

Крабы

Цель:

- Развитие речи и памяти.

- Укрепление мышц плечевого пояса и рук, формирование правильной осанки, развитие координации движений.

Ход игры

Взрослый и ребёнок садятся на пол. Опираясь на ладони и стопы, животом вверх, они ползут по комнате боком (правым, левым), «шагая» сначала правой ногой и рукой, а затем «приставляя» левую ногу и руку. Игроки произносят:

Что у нас случилось тут?

Крабы по полу ползут.

До воды бы им добраться,

В тёплом море искупаться!

Сначала ребёнку будет очень трудно изображать движения краба, и он будет постоянно садиться на пол, потому что здесь нужна не только сила рук, но и координация движений. Продолжайте выполнять это упражнение, и через некоторое время ребёнок будет «бегать» на ладонях и стопах, как настоящий краб. В конце игры ребёнок встаёт на ноги и качает расслабленными руками вперёд-назад.

Верёвочка

Цель:

- Развитие речи.

- Развитие выносливости, навыка сочетать слова и прыжки.

Вам понадобится: скакалка.

Ход игры

Ребёнок прыгает через скакалку под ритм произносимого стихотворения:

Я верёвочку верчу,

Я скачу,

скачу,

скачу.

Вперемешку кружатся

Солнышко и лужицы.

Все скамейки, каждый дом

Так и ходят ходуном.

Пляшут дворники с усами,

И цветы, и тополя...

Под ногами,

под ногами

Так и вертится земля!

(М. Пляцковский)

Усложнение. Взрослый привязывает один конец скакалки к стулу или к дереву, вращает другой под ритм стихотворения, а ребёнок читает стихотворение и прыгает.

Прокати обруч

Цель:

- Развитие речи.

- Развитие ловкости.

Вам понадобится: обруч диаметром 50 см.

Ход игры

Ребёнок берёт обруч, ставит его на ободок, кладёт правую ладонь сверху (пальцы прямые), катает обруч вперёд-назад и произносит:

Обруч мне необходим,

Как люблю играть я с ним!

Чтоб была в руках сноровка,

Направляю его ловко.

Ребёнок толкает ладонью обруч так, чтобы он катился прямо и как можно дальше. Игроки следят за движением обруча. Когда обруч падает, ребёнок бежит за ним и приносит назад.

Вариант игры для улицы: катить обруч, двигаясь рядом с ним так, чтобы он не падал как можно дольше.

Кошка и собака

Цель:

- Развитие речи.

- Развитие выносливости и реакции на сигнал.

Ход игры

Перед игрой выбирают, кто будет кошкой, а кто собакой. Игроки ходят по комнате и произносят:

Если

Встречается Кошка с Собакой,

Дело —

Обычно! —

Кончается дракой.          (Кошка бежит за собакой и ловит её.)

Тем же —

Как правило! —

Дело кончается,

Если Собака

С Кошкой встречается!..     (Собака бежит за кошкой и ловит её.)

(Б. Заходер)

Догадайся

Цель:

- Развитие мышления, речи и памяти.

- Формирование правильной осанки.

- Расширение кругозора.

Ход игры

В эту игру можно играть, гуляя в парке, или по дороге в детский сад. Во время игры следите за осанкой ребёнка, чтобы он держал спину и голову прямо и не сутулился. Взрослый загадывает слово, а ребёнок пытается его отгадать. Он задаёт взрослому вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет».

Например: Это съедобное? — Нет.

Мягкое? — Нет.

Твёрдое? — Да.

Деревянное? — Нет.

Железное? — Да.

В этом варят? — Нет.

На этом жарят? — Да.

Сковорода!

Раз, два, три — говори!

Цель:

- Развитие речи и памяти.

- Формирование правильной осанки.

- Развитие самоконтроля.

Вам понадобится: карточки с буквами, цифрами (от 1 до 20), изображениями предметов, животных, растений.

Ход игры

Взрослый садится на диван и берёт карточки. Ребёнок стоит на другой стороне комнаты. Во время игры следите за осанкой ребёнка, чтобы он не сутулился и держал спину, голову и плечи ровно. Договариваетесь с ребёнком: он подходит, а вы показываете ему карточку. Но отвечать, что на ней изображено, можно только тогда, когда взрослый скажет: «Раз, два, три — говори!» Начинается игра: ребёнок подходит, а вы показываете ему первую карточку. Ребёнок должен вспомнить название предмета (буквы, цифры). Вы произносите: «Раз, два, три — говори!» Ребёнок отвечает. Если ребёнок ответил раньше времени, скажите ему, что он проиграл. Ребёнок возвращается на исходную позицию, и игра повторяется с новой карточкой.

Находчивый

Цель: закрепление умения делить слова на слоги.

Вам понадобится: мяч.

Ход игры

Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит первый слог любого слова, например: «Ар...». Ребёнок ловит мяч и быстро заканчивает: «...буз!» или «...тём!», возвращая мяч взрослому. Игроки могут поменяться ролями.

Спаси птенцов

Цель:

- Развитие внимания.

- Развитие мелкой моторики.

- Воспитание чувства ответственности.

Вам понадобится: контейнер для яиц, ведёрко и 10 пластмассовых яиц от киндер-сюрпризов.

Ход игры

На диван ставят контейнер для яиц. Ребёнку дают ведёрко с 10 яйцами от киндер-сюрпризов. По сигналу «Внимание! Марш!» ребёнок бежит к контейнеру и выкладывает в него яйца из ведёрка двумя руками. Затем возвращается назад и отдаёт пустое ведёрко взрослому. Взрослый бежит к контейнеру, чтобы собрать яйца в ведёрко. Главное в игре — выкладывать и собирать яйца надо двумя руками одновременно. Объясните ребёнку, что если яйцо упадёт, оно может разбиться и птенец погибнет. Пусть действует быстро и аккуратно. При повторении игры можно поменяться ролями: взрослый будет выкладывать яйца, а ребёнок — собирать.

 

Барабанщики

Цель: развитие внимания, памяти, чувства ритма и музыкального слуха.

Вам понадобится: барабан и бубен (или две коробки).

Ход игры

В разных углах комнаты кладут детский бубен и барабан (можно использовать две коробки). Взрослый и ребёнок сначала подходят к барабану. Взрослый задаёт ритм, а ребёнок запоминает, бежит к бубну и пытается его повторить. Затем взрослый задаёт новый ритм, но уже на бубне. Ребёнок повторяет его на барабане.

Рекомендуем посмотреть:

Лабиринты для детей 5-7 лет

Задания в картинках для детей 5-6 лет

Игры на развитие речи для детей 5-6 лет в детском саду

Игры на развитие внимания у дошкольников 5-6 лет

Развивающие игры для детей 5-6 лет в домашних условиях

Нет комментариев. Ваш будет первым!