Методики раннего развития
Обзор развивающих методик
Проведем краткий обзор тех методик, которые заслужили максимальное доверие современных родителей и пользуются большой популярностью за рубежом и в нашей стране.
МЕТОДИКА ЗАЙЦЕВА. Основателем этой обучающей системы является педагог, академик, автор методик преподавания математики и грамматики Александр Николаевич Зайцев. Самое известное его методическое пособие — кубики. Он разработал так называемую методику чтения по слогам. На разноцветных сторонах кубиков написаны слоги, которые малыши поют и зрительно запоминают, затем складывают в простые слова. Сами кубики отличаются по размеру и по звуку (внутри каждого из них находится предмет, создающий звучание). Подружиться с кубиками можно в любом возрасте. Зрительно малыш будет улавливать слоги с первых месяцев жизни. Кроме этого, его будут привлекать цвет и форма. А. Н. Зайцев разработал и другие методики: «Дорожные знаки», «Пишу красиво», «Читай и пой», «Любимые картины».
МЕТОДИКА НИКИТИНЫХ. Родилась эта методика в многодетной семье педагогов Бориса и Елены Никитиных в 50-е годы XX века. В те далекие времена способы воспитания детей супругами Никитиными считались антипедагогичными (согласно советской педагогике). Что же придумали Никитины, не побоявшись шокировать общественность? Они считали, что в воспитании детей есть две крайности: сверхопека над детьми или же их сверхзаброшенность. Секрет Никитиных прост: нужно быть рядом с детьми, поддерживать в них творческий дух и не мешать их самостоятельности. Это несомненный плюс. Многие развивающие игры, разработанные Никитиными, успешно работают и сегодня. Но в их экспериментальной методике были и перегибы. Некоторые современные психологи и педагоги отмечают, что дети Никитиных воспитывались в спартанских условиях: плохо питались, испытывали много физических нагрузок, жили в замкнутом пространстве, впоследствии им трудно было адаптироваться в обществе. Все они давно выросли, стали взрослыми дядями и тетями, но почему-то никто из них не вспоминает о своем детстве с восторгом.
ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА. Разработал эту методику немецкий философ Рудольф Штайнер. Его первая школа была открыта в 1919 году для детей рабочих фирмы «Вальдорф Астория» (отсюда и название «вальдорфская»), В этой педагогической системе огромное внимание уделяется художественному, музыкальному и театральному искусству. Все дети занимаются ручным трудом: лепят, рисуют, вышивают, шьют, занимаются резьбой по дереву и т. д. Малыши сами мастерят для себя игрушки из натуральных материалов: дерева, глины, ткани. В вальдорфских группах обычно есть живой уголок, и дети с раннего возраста учатся ухаживать за животными. Обучение чтению и письму откладывают «на потом», считая, что ребенок должен успеть наиграться. Цель этой системы — продлить детство, поддержать все его самые светлые, творческие стороны, развить в ребенке его природные способности. По этой методике работают некоторые детские сады и школы (как правило, частные). В вальдорфской педагогике не принято отдавать ребенка в садик раньше трех лет.
ШКОЛА МОНТЕССОРИ. Основателем этой методики является итальянский педагог и врач Мария Монтессори. Она работала с детьми, отстающими в развитии. Успехи после применения ее авторской методики были просто ошеломляющими. Мария задумалась над тем, как воспримут ее разработки здоровые дети? Главный принцип ее развивающей системы — поддержать инициативу ребенка, начиная с самых простых вещей: достать игрушку, перевернуться, взять ложку, напиться из чашки и т. д. Взрослый не вмешивается в процесс познания окружающего мира, сохраняет терпение и помогает только при необходимости. Монтессори разработала огромное количество методических пособий, которые применяются по принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. В этой системе нет никакого навязывания: дети выбирают ту игру, которая их привлекает больше всего. Монтессори обратила внимание на то, что у каждого возраста есть свои приоритеты при выборе определенных игр и занятий. Нужно полностью доверять ребенку. Ведь он стремится к тем знаниям и к тому опыту, который необходим ему именно сейчас.
Рекомендуем посмотреть:
Нет комментариев. Ваш будет первым!