Консультация для родителей. Музыкальное воспитание в семье дошкольника

Консультация для родителей. Музыкальное воспитание в семье дошкольника

Консультация для родителей детского сада «Её Величество Музыка»

Отношение ребёнка к музыке во многом зависит от отношения к ней родителей. Понятие «музыка» многообразно. Это и эстрада, и разнообразные современные течения рок-музыки, и народная музыка, и бессмертные творения музыкальной культуры всех времён — классическая музыка (старинная и современная).

Воспитание культуры человека начинается в раннем детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты. Ребёнок накапливает тот опыт и отношение, от которых во многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие. Нравственная, речевая, экологическая, физическая, интеллектуальная, художественная, музыкальная культура — это тесно взаимосвязанные области, образующие общую культуру человека.

Формируемые в детстве основы музыкальной культуры ребёнка связаны с его нравственными представлениями — в силу эмоциональности музыки как вида искусства, передающего чувства человека, существующие в реальной жизни, и важности понимания её содержания — осмысления воспринятых образов.

Если взрослый, который находится рядом с ребёнком, увлечён музыкой, пробуждающей в нём яркие эмоции, то ребёнок «заражается» силой его восприятия. Со временем эти впечатления и представления закрепляются и углубляются. Ребёнок накапливает опыт ценностных впечатлений, которые постепенно образуют его «копилку» — тезаурус (в переводе с греческого — «сокровищница»).

У каждого человека есть свой тезаурус. Но у одних он состоит только из развлекательной, модной сегодня музыки, а у других включает и те произведения, которые достались нам в наследство от гениев прошлых поколений.

Многие родители считают, что классическая музыка недоступна пониманию маленького ребёнка, что, когда он вырастет, он сам решит, что ему слушать. Это мнение ведёт к тому, что в самый благоприятный (сенситивный) период развития малыша, когда формируются его вкусы и представления, он почти не слышит подлинных творений музыкальной культуры — в детском саду их заменяют так называемым «детским репертуаром» (созданным в основном советскими композиторами с дидактическими целями), а в семье — эстрадой. Поэтому это мнение родителей не подтверждается жизненной практикой: вкусы ребёнка к тому времени, когда он может выбирать, оказываются уже сформированными благодаря той среде, в которой он рос и развивался.

Конечно, не вся музыка доступна для слушания детям. Существуют критерии доступности того или иного произведения в зависимости от возраста.

Основной критерий — соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребёнка к данному моменту его жизни. Отметим, что этот критерий «подвижен», так как процесс обогащения чувств ребёнка связан с накоплением и постоянным расширением опыта восприятия музыки. Так, совсем маленьким детям не следует давать слушать тревожную и громкую музыку. Она пугает их.

Вторым критерием доступности музыкального произведения для ребёнка является небольшая продолжительность звучания (короткое произведение или фрагмент длительностью в 1—2 минуты). Это объясняется возрастными возможностями внимания маленького ребёнка. Этот критерий также гибок, так как зависит от обстановки, формы общения детей с музыкой (целенаправленное слушание или звучание фоном для другой деятельности — рисования, танцевальных импровизаций, тихих игр). Если музыка звучит «фоном» во время рисования или ребёнок целенаправленно «рисует музыку», фрагмент может быть длиннее (2—3 минуты).

Музыка имеет свою речь — музыкальную, во многом близкую к словесной, и характеризуется темпом, силой, громкостью, высотой. Музыкальная речь, как и словесная, продолжительна по времени, состоит из фраз, предложений, прерывается паузами, имеет акценты, выражающие те или иные чувства, переживания, то есть она интонационно окрашена.

Причём, аналогично тому, как в разных странах люди говорят на разных языках, речь композиторов, живших в разных странах и в разное время, сильно отличается по интонациям и стилю (это объясняется разными фольклорными корнями, принятыми в обществе вкусами, установками, обычаями и пр.). Так, музыка старинных композиторов (например, И.-С. Баха) более уравновешенна по сравнению с музыкой современных композиторов (Д. Шостаковича, С. Прокофьева) и композиторов-романтиков (Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Ф. Листа).

Музыкальные впечатления, которые ребёнок получает в семье, оказывают на него огромное воздействие. Если он слышит только развлекательную музыку и воспринимает положительное отношение к ней взрослых, то, как правило, именно эти произведения он называет в качестве своих любимых. И если же ребёнок видит, что его мама выключает радио, когда звучит классическая музыка (например, В.-А. Моцарта), то он понимает, что такая «серьёзная» музыка ей неинтересна, и это не проходит для него бесследно.

Значение музыки в воспитании ребёнка многогранно. Прежде всего это эмоциональное развитие. Эмоциональная отзывчивость на музыку связана и с воспитанием эмоциональной отзывчивости ребёнка и в жизни, таких его личностных качеств, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Музыка — самое эмоциональное искусство. Содержанием музыки и являются чувства, настроения, окрашивающие как изобразительные образы (ветерок или порыв ветра, нежный щебет птички или беспокойный гомон), так и не имеющие программы (пьеса, экспромт, соната, симфония). Именно поэтому музыку считают самым действенным способом воспитания как представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни, так и самих чувств.

Музыка развивает мышление ребёнка. Известно, что процесс восприятия произведений искусства (в том числе музыки) может быть поверхностным и более глубоким. При первоначальном прослушивании произведения не всегда удаётся понять смену оттенков настроений, услышать выразительные интонации, определить для себя их значение (мольба, гнев, смятение, порыв, радость). При повторных слушаниях удаётся расслышать то, что ускользнуло при первом прослушивании (чаще — с помощью взрослого). Кроме того, психологи свидетельствуют о том, что узнавание произведения вызывает положительную эмоциональную реакцию. Поэтому повторные прослушивания произведения необходимы ребёнку. При этом можно варьировать их формы (включать танцевальные импровизации, игру на детских музыкальных инструментах и игрушках одновременно со звучанием произведения, прислушиваясь к смене настроений и согласуя свои действия с музыкой, и др.), включать беседу о содержании музыки.

Под содержанием музыки, как писал крупный отечественный психолог Б. М. Теплов, «в наиболее прямом и непосредственном смысле мы понимаем чувства, эмоции, настроения». Поэтому в беседе о музыке именно этот аспект — определение настроений и их смены — имеет важнейшее значение для понимания ребёнком (и взрослым) того, что важно услышать в каждом произведении, чтобы понять его. Так, если в произведении (или небольшом фрагменте) выражено какое-то одно настроение и ребёнок сказал, что музыка «нежная», «ласковая», значит, он понял, о чём произведение. Важно, что он откликнулся на это настроение, сопереживал. Однако чаще в произведении выражены разные чувства, содержится некоторая «чувственная программа», смена настроений.

Для того чтобы понять и осмыслить их, ребёнку необходим так называемый словарь эмоций, с помощью которого он мог бы определить эти настроения. Как показали исследования, этот словарь в дошкольном детстве крайне скуден («весёлая», «грустная», «нежная» — такими словами малыш может охарактеризовать музыку). При восприятии четырёх разных произведений дети характеризовали их этими словами в силу отсутствия понятий, обозначающих чувства человека, и, следовательно, возможности обозначить словом смену настроений в произведении.

При дополнении высказываний детей, использовании некоторых приёмов, активизирующих применение новых слов (например, разноцветных карточек, обозначающих контрастные образы), речь детей обогащается, развивается образность, метафоричность высказываний.

После объяснения, что музыка, как и интонации речи, выражает смену чувств, настроений, мальчик шести лет так охарактеризовал смену настроений во фрагменте первой части сонаты Л. Бетховена ре минор № 17: «Музыка сначала злая, страшная, музыка приказывает, а потом плачет, упрашивает». По-видимому, знакомые ему жизненные впечатления всплыли в его воображении при восприятии этой музыки.

При сравнении двух разных по характеру пьес Р. Шумана с похожими названиями — «Смелый наездник» и «Всадник» — дети говорили, что первая пьеса «смелая», «решительная», а вторая — «опасливая», «всадник скачет в темноте».

Восприятие музыкальной формы предполагает активность таких умственных операций, как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного и др. Беседы о музыке включают в себя разнообразные сведения о музыке, композиторах, музыкальных инструментах. Словарь детей обогащается выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыка развивает творческие способности ребёнка. Известно, что любая деятельность, связанная с искусством, носит творческий характер, активизирует воображение, фантазию.

Когда ребёнок слушает программно-изобразительную музыку, у него развивается образное мышление и воображение, он сравнивает музыкальные образы с картинами природы, передающими разные настроения в живописи (умиротворения или смятения), мысленно перевоплощается в сказочные образы (добрые и злые), может нарисовать то, что услышал в музыке.

Постигая язык музыки, малыш осваивает выразительный смысл произведений других искусств. При этом весьма важно, что язык других искусств (живописи, пантомимы, ритмопластики, художественного слова) постигается, в сравнении с музыкой, по основанию, которое представляет собой эмоцию, переживание, чувственный образ. В результате ребёнок неравнодушно, эмоционально-оценочно постигает выразительный смысл языков других искусств, «вживается» в художественные образы, находит в них личностный смысл.

Весьма существенно, что ценностные ориентиры появляются у ребёнка лишь в том случае, если он слушает произведения высокого искусства.

Показателями неравнодушного отношения к музыке являются прежде всего внимание, сосредоточенность во время слушания, внешние эмоциональные проявления (выражение глаз, мимика, пантомимика), просьба повторить произведение, высказывания о характере музыки.

Эти показатели свидетельствуют об эмоциональной отзывчивости на музыку — важнейшей способности, являющейся «центром музыкальности». На основе этой способности развиваются и другие (слух, чувство ритма), так как все музыкальные проявления (пение, танцевальные движения) становятся выразительными, окрашиваются чувством, а следовательно, небезразличны ребёнку.

Музыкальное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста (3—7 лет)

В возрасте трёх лет значительно расширяется круг действий, совершаемых детьми без помощи взрослых.

При восприятии музыки наблюдается высокая эмоциональность. Ребёнок может сравнивать контрастные музыкальные образы, различать маршевую и танцевальную музыку, менять движения в зависимости от её характера, громкости звучания (тихо — громко), темпа (быстрый, умеренный). С трёх-четырёх лет малыши могут играть на шумовых инструментах, передавая характер музыки и различая смену настроений, а позже — на металлофоне и других инструментах.

Важно побуждать детей высказывать свои впечатления, характеризовать настроения, их смену в контрастных частях произведения; стремление передавать характер музыки в разных видах художественной деятельности (движение, рисование, театрализованные игры).

Дети осознают выразительное значение музыкального языка (темп, динамика, регистр, выразительные интонации и пр.) благодаря активной деятельности (музыкально-ритмические движения, выбор тембра инструмента, музыкальной игрушки и игра на том или ином инструменте, соответствующем музыкальному образу).

Интеллектуальному и эмоциональному развитию детей способствуют разные типы контрастных сопоставлений; (различение жанров песни, танца, марша; сравнение двух контрастных маршей, пьес с разным эмоциональным содержанием) с постепенным уменьшением контрастности образов.

В детском саду дети овладевают разными навыками и умениями исполнения музыки (движения, игра на инструментах, пение).

Для развития ритмичности, выразительности, координированности движений малышей учат маршировать, легко бегать, ритмично прыгать, останавливаться с окончанием звучания музыки и др. Детям дают творческие задания на выражение настроений в движениях (упражнения-настроения), на изображение музыкальных образов (упражнения-перевоплощения), знакомят с инструментами ударной группы (бубны, деревянные ложки, кубики, погремушки, музыкальные молоточки, барабаны, колокольчики), а также с металлофоном, привлекая внимание к выразительности тембра каждого инструмента. Для этого используют характеристики: нежный (колокольчик), звонкий (металлофон), чёткий (барабан); выбирают инструмент, который лучше передаст характер музыки (ходьбы, бега, танца), объясняют, как выразительно играть (нежно, легко или отчётливо) и подбирать по слуху (на металлофоне).

Для развития первоначальных творческих проявлений в игре на музыкальных инструментах детям предлагают изобразить шум дождя, весеннюю капель, весёлую скачку на лошадке.

Дети овладевают навыками пения (дыхание, дикция, выразительный звук). Они стараются прислушиваться к пению взрослого, пению с инструментальным сопровождением и без него, пытаются сделать первые шаги в творчестве (спеть своё имя, колыбельную или плясовую кукле и т. д.).

Детям трёх лет легче петь мелодии, которые не содержат развёрнутого текста, поэтому они могут изобразить звукоподражания (петь как весёлая птичка), «сочинить» мелодию без слов.

В пять-шесть лет дети пытаются «сочинить» мелодию в жанре марша, спеть польку или вальс, мелодию на строчку из стихотворения.

Важнейшей, наиболее естественной деятельностью детей является игра. В детском саду большое внимание уделяется музыкально-игровой театрализованной деятельности, музыкальным играм-сказкам, озвученным народной или классической музыкой.

В семье эти музыкальные впечатления закрепляются. При наличии записи музыкальной сказки (например, сказки С. Прокофьева «Петя и волк», сказок Г.-X. Андерсена, озвученных музыкой) ребёнок может перевоплощаться в её героев, вслушиваясь в музыку и выражая свои впечатления в творчестве (движения, рисование).

Методы музыкального воспитания детей в семье

Методы музыкального воспитания носят развивающий характер, они основаны на игре и побуждают детей к проявлениям различных форм активности. Эти методы могут использоваться как в детском саду, так и дома.

Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Можно повысить внимание ребёнка, если предложить ему послушать два произведения с одинаковым названием и сравнить их. Этот метод применяется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчётливы. Для более старшего возраста характерны контрастные сопоставления произведений с постепенным уменьшением контрастности образов.

Разработана система заданий с различными типами контрастных сопоставлений: сравнить два разных марша (танца), пьесы с одинаковыми названиями, контрастные произведения в пределах одного настроения (два разных весёлых), сравнить два варианта исполнения одного произведения (оркестровое звучание и сольное). Контрастное сопоставление произведений способствует выражению первоначальных предпочтений, эмоциональных и интеллектуальных оценок.

Метод уподоблений характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. Применяются различные виды уподобления звучанию музыки — моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое, полихудожественное.

Моторно-двигательное уподобление характеру музыки (мелкая моторика рук, дирижёрский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждает детей к экспериментированию, различению и выражению в движениях изменений характера. Детям предлагается двигаться так, как «подсказывает» им музыка, внимательно вслушиваясь в её звучание и меняя характер движений в зависимости от смены настроений. Это способствует осмысленности восприятия на основе эмоциональной отзывчивости на музыку, которая усиливается в процессе такой привлекательной для детей деятельности. Этот метод применяется в любом возрасте.

Можно использовать короткие этюды-упражнения, которые готовят детей к способам выражения настроения музыки в ритмопластических импровизациях (сначала с одним, а затем с несколькими образами).

Если музыка изображает какой-либо образ (животные, птицы, сказочный персонаж), то дети пробуют передать его характер в образных, пантомимических движениях.

Аналогично дети передают эмоционально-образное содержание музыки, играя на музыкальных инструментах.

Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки состоит в выборе выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыки. Дети учатся соотносить выразительность тембров музыкальных инструментов (ударные, металлофон, колокольчик, погремушка и др.) с настроением той или иной части произведения.

Оркестровка побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющиеся у них представления о выразительных и изобразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов с её звучанием. Так, подчеркнуть бодрый, торжественный характер музыки можно чётким тембром барабана или бубна, а нежный характер — мягким и нежным тембром колокольчика или арфы.

Для передачи изобразительных моментов, например капелек-росинок, можно взять звонкий треугольник или колокольчики. В младшем возрасте применяются совместные со взрослым действия с музыкальными инструментами и игрушками.

Словесное уподобление (эмоционально-выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказка) применяется в разном возрасте по-разному.

Характеристики эмоционального содержания музыки являются наиболее уязвимым местом в работе с детьми. Они легче определяют моменты изобразительности («здесь как будто падают листочки», «журчит ручеёк», «капает дождик», «чирикают птички»). Часто встречающееся в жизни деление музыки только на весёлую и грустную обедняет её восприятие.

Присутствие характеристик музыки в виде прилагательных («нежная», «задумчивая», «тревожная», «взволнованная» и др.) в речи детей очень ограничено в силу номинативной лексики дошкольника (преобладания в ней существительных и глаголов и почти отсутствия слов- качеств). Кроме того, эти характеристики являются словами-образами, что затрудняет их применение детьми, так как слова употребляются в непривычных для детей значениях (сравним словосочетания «светлая бумага» и «светлая музыка», «решительный человек» и «решительная музыка» и т. д.). Но именно образные характеристики вызывают представления, близкие музыке. Поэтому словарь эмоций необходимо расширять.

Найти подходящую характеристику зачастую трудно не только детям, но и взрослым. Для того чтобы облегчить этот процесс, приведём словарь эмоций, который был записан за детьми 6—7 лет в процессе проведения экспериментальной работы. (Слова сходного эмоционально-образного содержания объединяются в группы условно, так как некоторые понятия могут быть отнесены одновременно к нескольким группам.)

весёлая

радостная

игривая

задорная

звонкая

озорная

шутливая

бойкая

смешная

забавная

резвая

прыгучая

скачущая

солнечная

сверкающая

танцевальная

плясовая

улыбающаяся

 

грустная

печальная

жалобная

тоскливая

скорбная

хмурая

обиженная

плачущая

просящая

 

нежная

ласковая

задумчивая

мечтательная

лёгкая

светлая

прозрачная

спокойная

добрая

приветливая

неторопливая

убаюкивающая

колыбельная

мягкая

плавная

гладкая

напевная

протяжная

хороводная

 

торжественная

праздничная

бодрая

важная

маршевая

чёткая

отчётливая

гордая

могучая

победная

 

мужественная

бесстрашная

боевая

смелая

отважная

решительная

сильная

богатырская

грозная

военная

солдатская

суровая

строгая

уверенная

храбрая

твёрдая

взволнованная

встревоженная

стремительная

вьюжная

метельная

ненастная

тревожная

беспокойная

торопливая

 

серьёзная

сдержанная

 

таинственная

сказочная

волшебная

колючая

пугливая

опасливая

осторожная

насторожённая

загадочная

отрывистая

острая

подкрадывающаяся

 

страшная

злая

грубая

тяжёлая

сердитая

недовольная

тёмная

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Для овладения новым словом-образом, обозначающим настроение музыки, применяется приём цветового уподобления характеру музыки. Определённый цвет (небольшие карточки из цветной бумаги) связывается с соответствующим настроением музыки: пастельные, светлые тона (голубой, розовый) — с нежным, спокойным характером музыки; тёмные, густые тона (тёмно-коричневый, тёмносиний) — с мрачным, тревожным характером; интенсивные, яркие тона (красный) — с решительностью, торжественностью. Взрослый даёт ребёнку две карточки, контрастные по цвету, соответствующие характеру исполняемых произведений, и объясняет, что, например, карточку красного цвета он должен поднять, если услышит решительную музыку (это слово новое для детей), а тёмно-коричневую — если услышит тревожную музыку. Взрослый поднимает сначала одну карточку, потом другую, ребёнок проговаривает новые слова. Незнакомые слова разъясняются: решительная — смелая, тревожная — беспокойная. Усвоение нового слова и перенос его на характеристику другого музыкального произведения, сходного по настроению, происходят быстро, словарь эмоций обогащается. Тактильное уподобление (прикосновение руки взрослого к руке ребёнка, соответствующее характеру звучания музыки; используется в младшем возрасте) помогает детям ощутить эмоциональную выразительность музыкального образа, прочувствовать и связать слуховые впечатления со словесным обозначением настроения музыки, запомнить новое слово-образ, что ведёт к осознанности восприятия музыки.

Игровая форма применения этого приёма способствует проявлению интереса, положительному эмоциональному контакту ребёнка и взрослого. Например, во время звучания нежной музыки взрослый нежно прикасается к руке ребёнка и произносит характеристику — «нежная музыка» — с нежной интонацией (интонационное уподобление характеру музыки) и ласковой улыбкой (мимическое уподобление).

Одновременная работа разных анализаторов (слухового, зрительного, осязательного) способствует возникновению разных ощущений, одновременное воздействие которых помогает ребёнку адекватно воспринять музыкальный образ (эмоционально и осмысленно), происходит понимание и запоминание нового слова. Далее, чтобы перевести это слово из пассивного словаря в активный, взрослый побуждает ребёнка применить его. Он обращается к ребенку с просьбой: «Скажи мишке (кукле), как звучит музыка». Ребёнок гладит мишку и произносит новое слово. Этот приём был введён при исследовании развития эмоциональной отзывчивости на музыку у младших дошкольников, которое было проведено О. П. Радыновой совместно с И. В. Груздовой.

Вокальное уподобление характеру музыки — в виде выразительного напевания взрослым мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций, фраз детьми — применяется начиная с младшего возраста. Известно, что в процессе восприятия музыки у человека возникают непроизвольные беззвучные голосовые реакции, как бы пение про себя, подпевание.

Метод вокального уподобления музыке стимулирует произвольные вокализации. Они выявляют для ребёнка отношение к музыке взрослого, ориентируют его в потоке звуков, способствуют различению мелодии на слух. Постепенно дети сами начинают напевать полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накоплении опыта её восприятия, положительного эмоционально-оценочного отношения.

Мимическое уподобление характеру звучания музыки — сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьёзность, внешнее проявление увлечённости — крайне важно для ребёнка, так как служит для него своеобразным ориентиром, «путеводителем» в процессе восприятия музыки.

Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно в занятиях с детьми младшего возраста. Дети первого года жизни, не понимающие значений слов, а также второго-четвёртого года жизни, пассивный и активный словарь которых находится в стадии становления и развития, ориентируются на интонационную выразительность речи, несущую, как и музыка, определённый смысл. Выразительная интонация пояснений является для ребёнка эмоциональным ориентиром, усиливающим его переживания.

Полихудожественное уподобление характеру музыки позволяет ребёнку осознать выразительную роль средств языка разных искусств — живописи, художественного слова, пантомимы, балета. Репродукции картин, рисунки, цветные карточки используются для того, чтобы вызвать в воображении ребёнка зрительные образы, близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы. Сравнение музыкального произведения с репродукцией картины в плане общности или различия выраженных в них настроений, музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам способствует формированию у детей представлений о выразительных возможностях искусств.

Если в произведении три части, средняя из которых контрастна (например, нежная), а крайние сходны между собой (весёлые, шутливые), то можно во время слушания поиграть с ребёнком, выкладывая три карточки, две из которых (красные) будут выражать настроение крайних частей, а одна (розовая) — средней части. Можно на трёх листах бумаги создать композицию, в которой представить отрывистый, шутливый характер музыки отрывистыми штрихами, а плавный — плавными линиями, «перекликающимися» с настроениями музыки оттенками цветовой гаммы. Такая художественная деятельность вместе со взрослыми в семье очень важна для ребёнка на пути приобщения к искусству, понимания его красоты и ценности.

Чтобы развивать представления, положительное отношение детей к музыке, но ни в коем случае не навредить, надо учитывать возрастные возможности — не делать эти занятия слишком продолжительными. Необходимо создать эмоциональный комфорт для ребёнка, отказаться от назидательного тона и любых проявлений принуждения, ведущих к потере возникшего у ребёнка интереса к музыкальным занятиям в семье, как и вообще к музыке.

Формы музыкального воспитания детей в семье и в детском саду

Важно, чтобы музыка в семье звучала не только в совместной деятельности детей и взрослых (слушание, рассматривание репродукций картин под музыку, подбор стихотворений, соответствующих её настроениям), но и во время режимных моментов, а также в самостоятельной деятельности детей.

Это может быть тихая, спокойная музыка перед сном, мелодичный фон во время тихих игр, рисования, музыкальные игры-путешествия, игры-сказки (при наличии фонограммы), игры и экспериментирование с музыкальными инструментами. Для этого родители могут создать музыкальный уголок — место, где ребёнок будет слушать музыку, рисовать, играть на музыкальных инструментах и игрушках.

Рисование может проходить в различных формах — «рисуем музыку» и «рисуем под музыку». Нарисовать можно образы природы, животных и птиц, сказочные образы, вслушиваясь в музыку и создавая созвучные её настроениям образы.

Можно рисовать музыку неизобразительного характера, стараясь передать её настроение с помощью красок, цветных пятен (пьеса, этюд, экспромт).

Музыка может звучать просто «фоном» для рисования. Её роль — пробудить непроизвольные эмоции, вдохновение, способствовать раскрепощению творческих сил (такой метод часто применяется в изостудиях, домах творчества).

При проведении исследований было выявлено, что детям нравится рисовать под спокойную, негромкую музыку (например, под прелюдию для органа И.-С. Баха фа минор). Энергичная, быстрая музыка вызывает двигательную активность, в данном случае нежелательную. Продолжительность такой музыкально-художественной деятельности может быть намного больше (до 15 минут), чем восприятие музыкального произведения (2—3 минуты). Кроме того, дети любят энергичную, подвижную музыку, она вызывает у них естественную потребность в движениях. Спокойную музыку им слушать труднее, но она содержит некий терапевтический эффект, способствует восприятию произведений спокойной гаммы чувств.

Принцип тесного взаимодействия в воспитании малышей в семье и в дошкольном учреждении предусматривает установление партнёрских отношений, сотрудничества. Педагоги дошкольных учреждений организуют совместную художественную деятельность детей и родителей — рисование, рассматривание иллюстраций, репродукций картин под музыку, музыкально-ритмические движения, игры, пение, игру на музыкальных инструментах; родителей приглашают принять участие в «музыкальных гостиных», музыкальных играх-сказках (как в изготовлении декораций, костюмов, так и в исполнении ролей в спектаклях), праздничных утренниках. Педагоги могут также проконсультировать родителей по вопросам музыкальноэстетического развития детей в семье, выявления и развития детской художественной одарённости.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для родителей «Если у ребенка энурез»

Консультация для родителей детского сада. Игры в домашних условиях

Консультация для родителей «Как организовать занятия с ребенком дома»

Консультация для родителей в детском саду. Детский онанизм

Как помочь гиперактивному ребенку. Советы родителям

Нет комментариев. Ваш будет первым!