Когда и как отвечать на вопросы ребенка о тайне своего рождения?
Главное в половом просвещении ребенка не пропустить момент, когда он заинтересуется подобными темами. Обычно интерес ребенка восходит оттого, что лежит в животе у беременной женщины и как именно ребенок появляется на свет, а уж потом один из труднейших вопросов — «как он попадает в животик к маме».
Лучше отвечать на вопросы ребенка. Естественно, нет нужды давать полную информацию. Нужно сообщить ему только те данные, которые могут быть усвоены в его возрасте. Можно вначале расспросить ребенка, что он знает об этом вопросе. Исправить его, если он допускает ошибки и расширить его знания. Информация, которую дают родители, должна быть правдивой. Очень важно в освещении этих вопросов проявить единство отца и матери. Отец не должен устраняться от объяснений. Надо понимать, что не все вопросы может задать ребенок. Он стесняется. К примеру, вопрос о ночных поллюциях. Отец должен рассказать ребенку, чтобы тот не пугался и был готов к этому физиологическому акту.
Удовлетворение интереса ребенка может проводиться в разных формах. Главное, это самому родителю не нервничать и не демонстрировать ребенку своей растерянности. Можно воспользоваться игровыми ситуациями. Или, рассматривая семейный альбом, невзначай, немного осветить такой вопрос, как рождение ребенка. Это обсуждение увиденного фрагмента фильма или беседа. Родители могут провести беседу только своим ребенком. Но лучше, если будет несколько детей-сверстников. Тогда беседа легко может перетечь в игру. Конечно, родители должны сами в какой-то мере владеть информацией, подготовиться заранее. Приведем несколько, наиболее важных позиций, полезных для родительского полового просвещения.
Ребенок в своем развитии проходит несколько этапов психосексуального развития. Мы выделим три, наиболее значимые:
1 этап. Формирование полового сознания (от рождения до 6-7 лет). Ребенок не рождается с готовыми установками на свой пол. Но жизнь в обществе, информационное поле создает условия для формирования у него полового сознания. Достаточно только обратиться к теме игрушек, предлагаемых малышу. Родители и окружающие ребенка люди, дарят игрушки исходя из половой принадлежности ребенка. Условно говоря, девочкам — куклы, а мальчикам — машины. Находясь в информационном поле, ребенок все более убеждается в том, что мир делится на разных людей. Но ребенок еще не задумывается особенно, к какой именно половой группе он принадлежит.
2 этап. Половая самоидентификация (7-11-12 лет). Приход в школу является для ребенка мощным формирующим условием его социализации. И в вопросах половой принадлежности у ребенка появляется новая информация. К примеру, учитель часто делит класс на мальчиков и девочек в каких-то играх. Обращаясь к детям, он употребляет слова, обозначающие разный пол. «Ты же девочка, будь аккуратна» или «Как тебе не стыдно плакать, ты же мальчик». Таким образом, в результате наблюдений и обобщений, ребенок самостоятельно приходит к половой самоидентификации.
3 этап. Формирование психосексуальных ориентации (12-18 лет). Это особый период в жизни ребенка-подростка. Здесь его бурное развитие на фоне возрастного кризиса требует удовлетворения полового «голода». Это пубертатный период в жизни подростка. Он нуждается не только в получении информации полового характера, но и в удовлетворении первых половых инстинктов. Этого не надо бояться. Необходимо просто подготовиться к новому этапу в вашей совместной жизни.
Соответственно с особенностями развития ребенка на каждом из указанных этапов, надо строить половое просвещение с ним. Если на первом этапе мы обращаемся к природе, отвечаем, принимая во внимание возраст ребенка, то на третьем этапе общение родителей должно носить «взрослый» характер. Необходимо помнить, если не вы, то кто? В качестве «просветителей» всегда могут выступить члены дворовых компаний, друзья ребенка, средства массовой информации. Информационное поле в половом воспитании чрезвычайно широко и разнообразно.
Нет комментариев. Ваш будет первым!