Игры для развития памяти ребенка. Развивающие игры для детей

Игры для развития памяти ребенка. Развивающие игры для детей

Память — одна из высших функций психики, обеспечивающая полноценное приспособление человека к окружающему миру. Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации. Развитие памяти начинается у ребенка с момента рождения (по некоторым данным, даже в утробном периоде). Однако это процесс не спонтанный, а включенный в деятельность ребенка и существенно этой деятельностью обусловленный. А основной вид деятельности ребенка - дошкольника — игра. Следовательно, если мы будем определенным образом организовывать игру, то мы можем и управлять развитием памяти. Большинство родителей в той или иной степени организуют деятельность детей для развития памяти. Например, кому не знакома любимая игра детей, которую мы условно назвали «В артисты»!

Мама говорит своей дочке: «Скоро у папы день рождения. Давай выучим к его празднику стихотворение. Ты ему его расскажешь, и он очень обрадуется». Девочка с удовольствием и старанием учит стихотворение и затем «выступает» перед папой. Это сложная ролевая игра, а процесс выучивания стихотворения является прекрасной тренировкой памяти.

Существует много игр, специально разработанных для тренировки памяти.

☺ Игра «Воспроизведение текста»

Группу детей разделить на две команды. Всей группе прочитать текст.

Ворона

Жила ворона. Прилетела она однажды на сельский двор, поклевала зерен пшеницы, остальное людям оставила; похватала отрубей в хлеве, остальное коровам оставила; полакомилась в огороде у бабки спелой клубникой, остальное бабке оставила; стащила из мешка у деда горбушку хлеба, остальное деду оставила; отщипнула у мальчика кусок пирога, остальное мальчику оставила; отведала из собачьей миски овсяной каши, остальное собаке оставила; хлебнула из кошачьего блюдца глоток молока, остальное кошке оставила.

В хлопотах у вороны незаметно весь день прошел. Вечером взгромоздилась ворона на сук дерева, почистила клюв, зевнула сладко и говорит:

— Вот какая я, ворона, великая кормилица. Сама наелась и мир накормила.

Затем дается 5 минут на то, чтобы вспомнить текст как можно ближе к оригиналу. Участвуют все дети, каждый в своей команде. Капитан команды воспроизводит текст. Какая команда точнее воспроизведет текст, та и выиграла. За ошибку считаются как пропуски в тексте, так и лишние добавления.

Для большей четкости работы можно предложить следующий способ. После прослушивания текста один участник команды воспроизводит, а остальные добавляют то, что запомнили, и так уточняется весь материал пересказа.

Другим вариантом этой игры является «Пересказ по кругу».

Все дети встают в круг и внимательно слушают текст, который читает ведущий, находящийся в центре круга.

Затем сразу начинают пересказ. Первый ребенок говорит первое предложение, второй, «по солнышку», говорит второе, и т.д., пока не будет пересказан весь текст.

Лесной воробей

В зимний день летал воробей в поисках корма и ничего не нашел, бедняга.

Вот и ночи время. Стал воробей искать себе места для ночлега. Взлетел он на вершину огромной сосны, не понравилось ему на сосне — высоко, что ли?

А ночь близко. Сумерки наступают. Забился в снег, под траву. И тут нехорошо — низко, что ли?

А ночь еще ближе. Потемнело кругом. Спрятался воробей в хмурый ельник, и в ельнике ему не по себе — иглы колются, что ли?

А ночь совсем близко. Вот-вот придет.

Прыгает воробей по веткам, перелетает с куста на дерево, с березы на рябину. Нигде не может найти подходящего места: там ему неудобно, там ненадежно, там ветрено.

Увидел он на опушке голый кустик лебеды, пристроился на тоненьком стебельке, поклевал семян.

— Ну, кажется, здесь в самый раз, — сказал. Зевнул, глаза закрыл и уснул. Тут и ночь наступила.

С большим интересом воспринимаются многими детьми разные варианты ИГРЫ «Слова и буквы».

Эта игра предназначена для детей школьного возраста. В этой игре ограничивается время.

1 вариант. Например, за 5 минут ребятам предлагается написать как можно больше названий животных, посуды, героев мультиков или профессий и т. п. Выиграет тот, у кого больше названий.

2 вариант. Другой вариант игры предполагает написание слов с указанным ограничением. Например, напишите как можно больше слов, где нет буквы А (или Е, К и т.д.).

3 вариант. Написать как можно больше слов, начинающихся и оканчивающихся на одну и ту же букву. Например, А — акула, автобаза, ангина, атака, айва, алгебра и т. д.

4 вариант. Можно выбирать слова по признаку: одна и та же буква встречается несколько раз. Например, буква О — около, молоко, долото, толокно, болото, золото, половодье и т. д.

5 вариант. Самый общеизвестный вариант игры — составить из букв одного слова как можно больше других слов.

Эти и многие другие варианты игры «Слова и буквы» могут широко использоваться в практике обучения детей русскому языку и литературе и эффективно развивают память на слова и речь ребенка.

Следующая игра, которую с удовольствием воспринимают дети, называется «Мнемический ряд».

Варианты здесь будут самые разнообразные.

1 вариант. Например, прочитайте ребенку ряд цифр (чем старше ребенок, тем длиннее ряд): 1, 7, 4, 5. Предложите ребенку повторить этот ряд, но только с конца (5, 4,7,1).

2 вариант. Теперь, читая ряд цифр, предложите ребенку запомнить и повторить последнюю (или первую) букву в названии этой цифры (Ь не считать): 3,9,7,0. Соответственно ребенок должен назвать: И, Т, М, Л.

3 вариант. Попросите ребенка просчитать от 1 до 20, пропуская каждую четвертую цифру. Такая работа тренирует не только память, но и внимательность.

Играть в мнемические ряды можно и в групповом варианте. Читайте группе детей слова, в которых они должны запомнить первую букву (или вторую, или количество слогов, или все слово, или ударный слог и т.д.). Предложите первому ребенку воспроизвести требуемую букву первого слова, второму — второго и т.д. Затем можно повторить это в разнобой.

☺ Игра «Гений памяти»

Все участники игры (играть могут от двух и более человек) садятся за стол и определяют, кто начинает игру. Первый участник называет какое-либо слово, например, бабочка. Следующий по кругу повторяет названное слово и добавляет к нему любое другое. Например, бабочка, лес. Третий игрок повторяет два первые и добавляет еще одно: бабочка, лес, окно и т. д. Все по очереди друг за другом повторяют и добавляют названия различных предметов. Тот, кто не смог перечислить все предметы, выбывает из игры. В конце игры остается победитель, обладающий самой выдающейся памятью, — «гений памяти».

☺ Игра «Вспомни движение»

В этой игре развивается двигательная память. Среди участников игры выбирается ведущий, а остальным участникам присваиваются номера по порядку. Участники игры становятся (или садятся) перед ведущим и по очереди демонстрируют ему какое-то движение. Например, как летит птица, или умывается человек, ест, плавает, движется какое-то животное или механизм и т. п. Все это происходит беззвучно. Ведущий внимательно смотрит и старается запомнить эти движения. Затем по названному взрослым руководителем игры номеру ведущий показывает движение, которое демонстрировал участник под соответствующим номером.

☺ Игра «Повтори танец»

Это групповая игра, направленная на развитие двигательной памяти. Группу детей делят на две команды и- выбирают жюри для оценки результатов игры. Команды выстраиваются в две цепочки, как для эстафеты. Первые два участника каждой команды выходят на сцену (всего на сцене находятся четыре человека) и начинают танцевать под музыку. Движения танца совершенно произвольные. Можно танцевать под пение жюри и остальных участников игры. Жюри и члены команд внимательно наблюдают за танцующими. По команде ведущего «Стоп», танец прекращается. Танцоры покидают сцену, а на их место выходят следующие представители команд. Они должны повторить движения танцоров как можно точ­нее. Жюри оценивает результат и определяет победителя. Чьи участники были точнее в движениях, та команда и выиграла.

☺ Игра «Идем е магазин»

В эту игру можно играть с достаточно маленькими детьми, для этого надо только менять задание игры. Название «Идем в магазин» достаточно условно. Ребенку предлагается взять на себя роль мамы или папы при выполнении какого-либо привычного домашнего дела. Например, «пойти в магазин». Он должен представить и рассказать всю последовательность своих действий: «Я одеваюсь, беру сумку, деньги. Иду по дороге. Вхожу в магазин. Смотрю, сколько стоят хлеб, сметана, молоко. Подхожу к кассе. Плачу деньги, получаю чек. Иду к прилавку. Получаю хлеб. И так далее...».

Можно предложить ребенку «собраться и пойти гулять», «отправиться, как папа, на охоту, рыбалку», «сводить, как мама, дочку к врачу», «поздравить бабушку с днем рождения» и т. п.

В этой игре наряду с памятью развиваются воображение, способности к выявлению причинно-следственных связей, ряд личностных качеств. Кроме этого в игре закрепляются типичные бытовые поведенческие схемы, позволяющие ребенку лучше адаптироваться в различной социальной обстановке.

При наличии нескольких игроков, игру можно преобразовать в ролевую, когда сюжет последовательных действий не просто рассказывается, а и воспроизводится в игровом поведении. Например, один ребенок играет роль мамы, а другой продавщицы, у которой мама покупает хлеб. Участие взрослого в самой игре во втором случае желательно, но не обязательно. Однако контролировать процесс игры, хотя бы со стороны, все же необходимо.

Развитие оперативной памяти, распределения и пе­реключения внимания одновременно с тренировкой за­поминания чисел происходит в игре «Найди число». Ребенку предлагается найти числа от 1 до 50 в домике, в котором они «живут».

Здесь имеется несколько вариантов.

1 вариант. Найти все «толстенькие» числа по порядку, а потом «тоненькие».

2 вариант. Найти в прямом порядке числа «толстенькие», а в обратном «тоненькие».

3 вариант. Найти в прямом порядке числа «толстенькие» и «тоненькие», но через одно. (Например, 1 — «толстенькие», 1 — «тоненькие», 2 — «толстенькие», 2 — «тоненькие», 3 — «толстенькие», 3 — «тоненькие» и т.д.).

4 вариант. Найти числа одного начертания в прямом порядке, а другого в обратном, но через одно. (Например, 1 — «толстенькие», 50 — «тоненькие», 2 — «толстенькие», 49 — «тоненькие» и т.д.).

Можно предложить и другие варианты. При наличии нескольких играющих можно включить элемент соревнования (кто быстрее найдет все числа) и разделить вариант на двоих (один ищет красные в обратном порядке, а другой — зеленые в обратном порядке).

Все вышепредлагаемые игры могут использоваться как с небольшой группой детей (от 2 человек) с участием взрослого, так и в коллективе детского садика или класса школы.

Человеческая психика имеет системное строение. Все функции в ней взаимосвязаны. Поэтому говорить о развитии только памяти можно лишь относительно. В активный процесс при данных играх включены и внимание, и мышление, и воображение. Мы разделяем игры по разделам по принципу психической функции, проявляющейся в данной игре с наибольшей активностью. 

Рекомендуем посмотреть:

Примеры развивающих игр для детей

Развивающие игры для детей от 5 до 6 лет. Моторные игры

Развивающие игры для детей от 7 до 10 лет

Подвижные игры для детей от 7 до 10 лет

Развивающие игры для детей от 5 до 6 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!