Двигательное развитие ребенка от рождения до года
На первом году жизни происходит интенсивное двигательное развитие, которое способствует созреванию коры головного мозга. Поэтому чем больше вы будете заниматься с малышом, тем больше у вас шансов вырастить вундеркинда. Следует заботиться о своевременной стимуляции эмоционального общения, развитии зрительного восприятия, слухового восприятия и понимания обращенной речи.
В первый месяц жизни сгибательные мышцы малыша еще находятся в повышенном тонусе, и движения его ограничены. Только на третьем месяце напряженность мышц уменьшается, начинается их развитие, которое, впрочем, происходит неравномерно. Вначале зрелыми становятся мышцы шеи. Это проявляется в способности малыша, лежа на животе, приподнимать и короткое время удерживать головку. Постепенно своей функциональной зрелости достигают мышцы туловища, ног и рук. В это время малыш уже реагирует на звук, поворачивая голову, а также совершает беспорядочные изолированные сгибания и разгибания рук и ног в положении лежа на спине.
Двухмесячный ребенок еще продолжает лежать, свернувшись, как в утробе матери. Мускулы его время от времени непроизвольно подергиваются. Ножки не выдерживают никакой нагрузки. Руки плотно сжаты в кулачки, он еще не может держать погремушку, но уже способен крепко держать голову, свободно ее поворачивать, а при выкладывании на живот — опираться на предплечья и энергично двигать то одной, то другой ножкой.
К началу третьего месяца конечности ребенка постоянно расслабляются. Он поднимает голову на 45°, покачивает ею, когда кто-нибудь поддерживает его в положении сидя. Непроизвольное подергивание мускулов наблюдается реже. Кулачки малыша частично раскрыты, он активно «молотит» руками. К концу третьего месяца он уже пытается протянуть руку и что-нибудь схватить. Малыш захватывает предмет, который касается его ладони или пальцев, сжимает и разжимает игрушки или другие вещи, которые вы даете ему в руки, и следит за движениями своей руки.
В конце третьего — начале четвертого месяца ребенок уже начинает поднимать голову из положения лежа на спине, пытается переворачиваться со спины на бок, а лежа на животе, твердо опирается на локти и предплечья и даже приподнимается.
Лежа на спине, ребенок способен подолгу рассматривать свои руки. Если ему дать погремушку, он с удовольствием ею трясет.
В четыре месяца ребенок лежит на животе, опираясь на предплечья, согнутые под прямым углом. Конечности малыша уже могут свободно распрямляться: он трясет вложенной в руку погремушкой, делает «велосипед» и другие движения в свободном стиле. Лежа на животе, поднимает голову, исследует обстановку. Недолго может опираться на ножки. Прямо держит голову, когда кто-нибудь поддерживает его в вертикальном положении. Переворачивается со спины на бок.
В 4,5 месяца в положении лежа на спине, увидев предмет, тянется к нему, хватает двумя руками и тянет его в рот.
К началу пятого месяца ребенок уже многое умеет. Лежа на животе, малыш свободно приподнимает туловище, опираясь на ладони вытянутых рук, легко и
быстро переворачивается со спины на живот. Он ровно и устойчиво перебирает ногами («танцует»), когда его держат за туловище. Улучшается и координация движений. Ребенок направляет руки точно к предмету, который его заинтересовал. Вначале он берет игрушку двумя руками, затем старается удерживать ее одной. Ребенок теперь не только крепко держит игрушку, но внимательно и сосредоточенно ее рассматривает. В пять месяцев малыш уверенно стоит с поддержкой, сидит, опираясь на руки. Отдыхает на локтях, с легкостью переворачивается с живота на спину. Тянется к предметам двумя руками. Собирает подвешенные игрушки. Заинтересованно играет с одеждой, хватает материнскую грудь.
В шесть месяцев ребенок точно схватывает нужные предметы, перекладывает их из одной руки в другую, трогает и поглаживает пальцем поверхность игрушки. В этот период малыш уже может удерживать положение сидя, крепко держась за пальцы взрослого; с помощью взрослого сесть, опираясь на выпрямленные руки и приподнимая туловище; сидеть, опираясь на подушку. Он встает, держась за опору. Переворачивается с живота на спину и обратно. Раскачивается, лежа на животе («самолетик»). Приподнимается, отрывая грудь и часть живота от пола. Брыкается. Вытягивает шею, чтобы лучше видеть.
Шестимесячный ребенок, лежа на животе, способен опираться на одну руку, дотягиваясь другой до игрушки. Находясь в манеже, он уже может подползать к заинтересовавшему его предмету. При одинаково активной правой и левой руках малыш берет только одну из двух протянутых игрушек, однако если ему вложить в незанятую руку другую игрушку, он будет держать и ее. Лежа на спине, малыш с увлечением играет со своими ногами, при этом голова его приподнята. Осмысленно перекладывает игрушки из руки в руку, заталкивает их в рот. Начинает играть с кубиками.
К концу седьмого месяца малыш уже отлично ползает, крепко и ровно стоит при поддержке взрослого. Подтянувшись за пальцы взрослого или за стенки кроватки, он уже может садиться и сидит — правда, еще неуверенно.
Если у ребенка в руках игрушка, то он уже не просто хаотично размахивает ею, а, удерживая ее, вращает кистью, целенаправленно ударяет игрушкой об окружающие предметы, перекладывает из руки в руку, внимательно рассматривает. В положении лежа на животе может удерживать собственный вес на одной руке, а второй тянуться за каким-либо предметом.
В 7—8 месяцев ребенок встает на четвереньки, из положения лежа на спине умеет садиться, а сев — выпрямляться и наклоняться.
Восьмимесячный ребенок устойчиво сидит, пытается встать, придерживаясь за стенки манежа, стоит с поддержкой за руки, ползает. Он рассматривает игрушки, людей и произвольно переводит взгляд с одного предмета на другой.
В девять месяцев ребенок из положения сидя может встать, держась за перила кроватки. К концу девятого месяца ребенок уверенно и быстро ползает на животе вперед и вокруг себя, подолгу сидит, при поддержке за обе руки (иногда за одну) хорошо стоит на всей ступне и даже может поднимать то одну, то другую ногу.
Десятимесячный ребенок способен ползать на руках и коленях. В этом же возрасте он начинает стоять. Может взять предмет 3—4 пальцами. Держась одной рукой за опору или руку взрослого, малыш делает шаги по направлению к игрушке, самостоятельно сидит на стуле.
В одиннадцать месяцев ребенок подолгу ходит при поддержке за одну руку, самостоятельно стоит. В возрасте 9— 11,5 месяцев малыш играет двумя руками, перекладывает предмет из руки в руку. В захватывании предмета участвуют большой палец и кончики остальных.
В 12 месяцев малыш уже уверенно стоит на ногах, ходит при поддержке за одну руку или самостоятельно.
Возможные отклонения в двигательном развитии
Первый месяц: находясь в вертикальном положении, ребенок не может удерживать голову в течение короткого промежутка времени.
Два месяца: находясь в положении лежа на спине, не способен приподнимать и удерживать головку. Движения рук и ног хаотичны и несимметричны.
Три месяца: в положении лежа на животе ребенок не способен удерживать голову в течение короткого времени. Не держит головку и в вертикальном положении. Во время бодрствования не рассматривает свои руки.
Четыре месяца: в положении лежа на животе не опирается на предплечья и не приподнимает туловище. Если лежащего на спине малыша поднимают, держа под мышки, его головка бессильно отклоняется назад. Находящийся в вертикальном положении и поддерживаемый под мышки малыш не упирается пальцами ног. Пять месяцев: приподнимаемый за руки из положения лежа на спине малыш не может твердо держать головку. Не умеет уверенно переворачиваться с живота на спину.
Шесть месяцев: не может из положения лежа на животе дотянуться и ухватить игрушку. Удерживаемый под мышки в вертикальном положении, не переставляет ножки, не «танцует».
Семь месяцев: при поддержке за руки малыш не пытается сесть из положения лежа.
Восемь месяцев: не ползает назад. Не стоит даже короткое время при поддержке за руки. Не способен держать между большим и указательным пальцами пуговицу или другой небольшой предмет.
Девять месяцев: находясь в положении лежа на животе, не поворачивается вокруг своей оси, не пытается ползти вперед. Неуверенно сидит, в этом положении не может повернуться вокруг своей оси. Не может самостоятельно пить из чашки.
Одиннадцать месяцев: не ползает на четвереньках. Не способен сидеть, вытянув ровно ножки. Держась за опору, ребенок плохо передвигается или не передвигается совсем. Двенадцать месяцев: не ходит при поддержке за руки.
Рекомендуем посмотреть:
Как определить: Нормально ли развивается ребенок?
Рождение ребенка. Развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте
Развитие индивидуальных способностей ребенка
Проявление личности в раннем возрасте. Кризис 3 лет
Развитие эмоциональной сферы ребенка. Как развивать у детей волю?
Нет комментариев. Ваш будет первым!