Что такое эмпатия? Развитие эмоциональной сферы ребенка

Что такое эмпатия? Развитие эмоциональной сферы ребенка

Вопрос. Я часто слышу от своей соседки, работающей учительницей в школе, слово « эмпатия ». Не расскажете, что это такое? У меня ребенку полтора года. Может, знание этого слова поможет мне в его воспитании?

Конечно, поможет. Особенно, если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос гражданином мира с воспитанными чувствами сопереживания, сочувствия к окружающим, в том числе и к вам.

Слово эмпатия произошло от греческого слова «empatheia», что означает сопереживание. Эмпатия — это эмоциональный процесс, представляющий собой системное образование, включающее такие компоненты, как сопереживание, сочувствие, непосредственное действие, называемое содействием.

Эмпатия возникла на одной из основных потребностях человека — потребности в другом, ему подобном. Сопереживание позволяет ребенку переживать эмоциональные состояния другого человека или представителя животного мира. Ребенок отожествляет человека и животно­го, наделяя последнего человеческими чувствами. Слово «эмоция» произошло от латинского слова «emovere» — возбуждать, волновать.

Развитость эмоциональной сферы — это способность ребенка сопереживать, волноваться, испытывать такие чувства, как гнев, радость, боль, страх и т. д. Прежде всего, следует разобраться в соотношении таких понятиях как «эмоции» и «чувства» Чувства — это отражение в мозгу ребенка его отношения к миру во всем его многообразии. Все, что имеет значение для ребенка из окружающего мира, выражается в определенных чувствах.

Способ же выражения чувств в индивидуальных движениях, в мимике — это эмоции. Таким образом, эмоции выступают как показатели чувств, переживаемых ребенком. Классификаций эмоций много. Попробуем выделить основные. Это любовь, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, застен­чивость, вина, стыд. Механизмы возникновения эмоций лежат в поле потребностей каждого человека и имеют строго индивидуальные характеристики. Если события или люди, или предметы не отражают потребностей детей, они оставляют их равнодушными.

К примеру, дети смотрят один и тот же фильм, одни глубоко переживают, другие же, глядя на эти же фрагменты, смеются или дразнят тех, кто переживает. У одного ребенка вызывает бурю радости покупка книги, у другого — гамбургера или кока-колы. У каждого ребенка эмоциональный отклик на какое-либо событие, явление, ситуацию индивидуален, так как он связан с целым набором индивиду­альных характеристик, присущих конкретному ребенку. Это и условия семейного воспитания, и биологические характеристики индивидуума, и выраженные интересы и потребности. То, что удовлетворяет потребность, вызывает положительное эмоциональное состояние. Все, что мешает удовлетворению потребности ребенка, вызыва­ет отрицательное состояние. И положительное, и отри­цательное состояние индивида закрепляется как чувство. Некоторые чувства, закрепляясь, становятся уже ведущими качествами личности. Таким образом, среди нас бродят люди добродушные и злые, радостные и печальные. Ну, это несколько дальше во времени, а пока младший школьник в основном положительно настроен к жизни.

В младшем школьном возрасте наряду с уже имеющимися потребностями в общении с детьми в процессе игры появляется потребность, которую ребенок удовлетворяет в ходе учебной деятельности. Эти новые яркие ощущения вызывают целую гамму чувств, связанную, прежде всего, с тем, какую нишу занимает ребенок в глазах учителя и сверстников. Вопреки бытующему мнению, младшие школьники уже обладают некоторым опытом по управлению своими настроениями. Это объясняется произвольностью психических процессов, свой­ственных этому возрасту. Конечно, еще некоторое время мы будем замечать импульсивность, присущую в основном дошкольному возрасту, и у младшего школьника. Его поведение еще ситуативное, слабоуправляемое. На протяжении еще достаточного долгого периода эмоциональная сфера ребенка будет развиваться. Произойдет усиле­ние сдержанности в словах и поступках ребенка, будет повышаться устойчивость эмоциональных состояний, а вследствие этого крепнуть управление своим поведени­ем. В целом младший школьный возраст в силу именно развитости эмоциональной сферы характеризует бодрое, радостное настроение. Как правило, ребенок не может долго сердиться и быть грустным. Срабатывает внутрен­ний механизм защиты от стрессов и отрицательных воз­действий окружающего мира. Именно эта особенность позволяет воспитателя глубоко индивидуализировать свое общение с младшим школьником, выявляя особенности эмоций и чувств каждого ребенка.

Сочувствие — это личные переживания ребенка по поводу каких-то принимаемых им близко к сердцу событий. И, наконец, деятельность, реализующая чувства сопереживания и сочувствия.

Эмпатия выступает необходимой основой для создания истинно гуманистических взаимоотношений между ребенком и взрослыми, между ребенком и миром в целом. Именно взрослые учат ребенка правильно реагировать на возникающие нравственные коллизии.

Рекомендуем посмотреть:

Как научить ребенка выражать и проявлять свои чувства

Нет комментариев. Ваш будет первым!