Что такое эмпатия? Развитие эмоциональной сферы ребенка
Вопрос. Я часто слышу от своей соседки, работающей учительницей в школе, слово « эмпатия ». Не расскажете, что это такое? У меня ребенку полтора года. Может, знание этого слова поможет мне в его воспитании?
Конечно, поможет. Особенно, если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос гражданином мира с воспитанными чувствами сопереживания, сочувствия к окружающим, в том числе и к вам.
Слово эмпатия произошло от греческого слова «empatheia», что означает сопереживание. Эмпатия — это эмоциональный процесс, представляющий собой системное образование, включающее такие компоненты, как сопереживание, сочувствие, непосредственное действие, называемое содействием.
Эмпатия возникла на одной из основных потребностях человека — потребности в другом, ему подобном. Сопереживание позволяет ребенку переживать эмоциональные состояния другого человека или представителя животного мира. Ребенок отожествляет человека и животного, наделяя последнего человеческими чувствами. Слово «эмоция» произошло от латинского слова «emovere» — возбуждать, волновать.
Развитость эмоциональной сферы — это способность ребенка сопереживать, волноваться, испытывать такие чувства, как гнев, радость, боль, страх и т. д. Прежде всего, следует разобраться в соотношении таких понятиях как «эмоции» и «чувства» Чувства — это отражение в мозгу ребенка его отношения к миру во всем его многообразии. Все, что имеет значение для ребенка из окружающего мира, выражается в определенных чувствах.
Способ же выражения чувств в индивидуальных движениях, в мимике — это эмоции. Таким образом, эмоции выступают как показатели чувств, переживаемых ребенком. Классификаций эмоций много. Попробуем выделить основные. Это любовь, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, застенчивость, вина, стыд. Механизмы возникновения эмоций лежат в поле потребностей каждого человека и имеют строго индивидуальные характеристики. Если события или люди, или предметы не отражают потребностей детей, они оставляют их равнодушными.
К примеру, дети смотрят один и тот же фильм, одни глубоко переживают, другие же, глядя на эти же фрагменты, смеются или дразнят тех, кто переживает. У одного ребенка вызывает бурю радости покупка книги, у другого — гамбургера или кока-колы. У каждого ребенка эмоциональный отклик на какое-либо событие, явление, ситуацию индивидуален, так как он связан с целым набором индивидуальных характеристик, присущих конкретному ребенку. Это и условия семейного воспитания, и биологические характеристики индивидуума, и выраженные интересы и потребности. То, что удовлетворяет потребность, вызывает положительное эмоциональное состояние. Все, что мешает удовлетворению потребности ребенка, вызывает отрицательное состояние. И положительное, и отрицательное состояние индивида закрепляется как чувство. Некоторые чувства, закрепляясь, становятся уже ведущими качествами личности. Таким образом, среди нас бродят люди добродушные и злые, радостные и печальные. Ну, это несколько дальше во времени, а пока младший школьник в основном положительно настроен к жизни.
В младшем школьном возрасте наряду с уже имеющимися потребностями в общении с детьми в процессе игры появляется потребность, которую ребенок удовлетворяет в ходе учебной деятельности. Эти новые яркие ощущения вызывают целую гамму чувств, связанную, прежде всего, с тем, какую нишу занимает ребенок в глазах учителя и сверстников. Вопреки бытующему мнению, младшие школьники уже обладают некоторым опытом по управлению своими настроениями. Это объясняется произвольностью психических процессов, свойственных этому возрасту. Конечно, еще некоторое время мы будем замечать импульсивность, присущую в основном дошкольному возрасту, и у младшего школьника. Его поведение еще ситуативное, слабоуправляемое. На протяжении еще достаточного долгого периода эмоциональная сфера ребенка будет развиваться. Произойдет усиление сдержанности в словах и поступках ребенка, будет повышаться устойчивость эмоциональных состояний, а вследствие этого крепнуть управление своим поведением. В целом младший школьный возраст в силу именно развитости эмоциональной сферы характеризует бодрое, радостное настроение. Как правило, ребенок не может долго сердиться и быть грустным. Срабатывает внутренний механизм защиты от стрессов и отрицательных воздействий окружающего мира. Именно эта особенность позволяет воспитателя глубоко индивидуализировать свое общение с младшим школьником, выявляя особенности эмоций и чувств каждого ребенка.
Сочувствие — это личные переживания ребенка по поводу каких-то принимаемых им близко к сердцу событий. И, наконец, деятельность, реализующая чувства сопереживания и сочувствия.
Эмпатия выступает необходимой основой для создания истинно гуманистических взаимоотношений между ребенком и взрослыми, между ребенком и миром в целом. Именно взрослые учат ребенка правильно реагировать на возникающие нравственные коллизии.
Рекомендуем посмотреть:
Нет комментариев. Ваш будет первым!