Что должен знать и уметь ребенок в 4 года. Развитие ребенка 4 лет
Рассмотрим и дадим оценку физического и психического развития ребенка в возрасте четырех лет.
Подрастающий ребенок не только быстро меняется внешне, но он еще и быстро обретает все новые навыки. Маме кажется, что еще вчера ее малыш был полным неумехой, а уже сегодня он многое умеет. Что же должен уметь нормально развивающийся четырехлетний ребенок?..
Ребенок в 4 года умеет следующее:
♦ очень уверенно ходить; при ходьбе ребенок практически не падает, — если только по невнимательности за что-нибудь не запнется;
♦ достаточно уверенно бегать; ребенок бегал и раньше; но раньше при беге он часто падал; теперь же он падает во время бега все реже, а если и падает, то, как правило, не сильно ушибается - за прошедшие годы он научился падать; с ребенком этого возраста уже интересно играть в такую подвижную игру, как «догонялки»; ребенок бегает не только по прямой, но и делает броски в одну и другую стороны, может уворачиваться; по прямой ребенок может без отдыха пробежать довольно много - около 150 метров (иные дети - и больше); мама, однако, не должна без особенной необходимости позволять малышу бегать так много, потому что продолжительный бег - большая нагрузка на сердечно-сосудистую систему;
♦ неплохо владеть своим телом; хотя его навык владения телом еще весьма далек от совершенства; последнее обстоятельство объясняется тем, что у ребенка не вполне развито чувство равновесия; если предложить четырехлетнему малышу пройти по узенькой доске или по бревнышку, малыш, конечно, пройдет, но пройдет очень неуверенно;
♦ довольно ловко прыгать; ребенку этого возраста легче даются прыжки вперед и труднее - прыжки назад, прыжки в одну или в другую стороны; малышу не составляет труда перепрыгнуть через какой-нибудь невысокий предмет; ребенок может перепрыгнуть через неширокую канаву, он легко спрыгнет со ступеньки или запрыгнет на нее; однако, ребенку этого возраста еще не хватает ловкости прыгать через скакалку;
♦ легко и с удовольствием кувыркаться; ребенок кувыркается дома на ковре или на диване; летом, оказавшись на улице, он не упускает возможности покувыркаться в траве;
♦ ловко лазать по «шведской» стенке; с одинаковой ловкостью ребенок поднимается по этой стенке и опускается по ней; может проводить на «шведской» стенке много времени - особенно в компании таких же малышей;
♦ может ловко и уверенно сидеть на узле каната, раскачиваться на канате, крутиться на нем; однако, ребенок еще не может подниматься по канату, поскольку не хватает силы рук;
♦ во всем ребенок стремится подражать маме и папе, другим взрослым людям; многие его игры (главным образом, ролевые игры) построены именно на подражании;
♦ знает несколько сотен слов; разговаривая со взрослыми, понимает не только смысл, вкладываемый в слова, но и интонации; так, ребенок хорошо чувствует интонации одобрения, недовольства, иронии, обиды, раздражения, грусти и пр.;
♦ может продемонстрировать хорошую память; отлично помнит все, что ему говорили мама и папа и другие члены семьи; легко запоминает стихи - и довольно большие; легко запоминает слова из других языков;
♦ если и путает единственное число с множественным, а мужской род с женским, то очень редко; зато он часто путает временные понятия и про «завтра» может говорить как про «вчера»; также бывает путаница в понятиях «завтрак» и «ужин»; ребенок этого возраста может легко разделять предметы на группы на основании того или иного определяющего признака; так, ребенок разделит ряд «капуста, стул, помидор, стол, картофель, кровать» на два ряда - «капуста, помидор, картофель» и «стул, стол, кровать»;
♦ быстро совершенствуется в навыке рисования; ребенок, разрисовывавший прежде альбомы исключительно каракулями, уже способен свести концы круга - хотя круг, который у него получается, очень трудно назвать совершенным; в некоторых рисунках малыша угадываются треугольники, прямоугольники, квадраты или ромбы; более сложные рисунки ребенку не по силам - он не нарисует еще человечка, собачку, домик;
♦ предпочитает искать для игры компанию, хотя и неплохо, с интересом может играть в одиночестве; если ребенок играет с другим малышом, то в возникающих конфликтных ситуациях демонстрирует готовность уступить; эта готовность говорит о том, что ребенок уже может относиться к себе критически и что он дорожит отношениями с другим ребенком, дорожит совместной игрой;
♦ с готовностью исполняет поручения мамы и папы; выполнив же поручение, он исполнен гордости, с удовольствием выслушивает похвалы; в этом возрасте похвала становится для него большим стимулом.
Обнаружив, что развитие ребенка явно не соответствует тем пунктам, о которых мы здесь говорили, мама должна посоветоваться относительно этого развития с участковым детским врачом и, при необходимости, с психологом, с психоневрологом.
Осмотрев ребенка, поговорив с ним, специалист даст рекомендации в индивидуальном порядке. Не исключено, что ребенку придется походить на занятия. Интенсивность занятий нужно будет увеличить и дома.
Рекомендуем посмотреть:
Компьютер для ребенка от 4 до 5 лет. Компьютерные игры для ребенка 4 – 5 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!