Бабушки воспитывают гениев
Бабушки и дедушки — бесценный золотой фонд любой семьи. Кто, как не они, сытно накормят, разрешат «перекусить» чем-то вкусненьким между приемами пищи, разрешат лечь спать после девяти часов вечера, посмотреть телевизор — вообще, позволят делать то, что не разрешают родители!
Сейчас довольно часто можно услышать от современных работающих мам, что «бабушкино воспитание» портит ребенка, что бабушки и дедушки сильно балуют внуков, позволяют им все. Но так ли это плохо в действительности? Может быть, в бабушкином воспитании есть и свои плюсы?
Отрицать огромную роль бабушек в деле воспитания подрастающего поколения просто бессмысленно. Подавляющее большинство молодых семей вообще не в состоянии без помощи бабушек обеспечить ребенку нормальный уход и воспитание. Ведь в настоящее время бабушкино домашнее воспитание все чаще становится не сознательным выбором, а единственным приемлемым вариантом.
Во-первых, все больше детей по медицинским показаниям относятся к категории неясельных и недетсадовских: часто простужаются, подхватывают всевозможные инфекции, — словом, родители постоянно вынуждены брать больничные листы по уходу за ребенком.
Во-вторых, дети, которые по медицинским показаниям могут посещать детские заведения, вынуждены находиться дома, так как в детских садах часто нет мест.
В-третьих, не у всех родителей есть деньги на частный детский садик.
Бабушки и дедушки помогают родителям отдохнуть, сходить в театр, в кино, посвятить немного времени себе любимым. Грех не воспользоваться такой прекрасной возможностью! Поэтому даже категорически настроенные против бабушкиного воспитания молодые родители вынуждены пересматривать свои взгляды.
Родители и бабушки с дедушками хорошо ладят, если у них единые требования к воспитанию ребенка и нет никаких разногласий. Но зачастую дело обстоит по-другому, в зависимости от того, к какой группе относится старшее поколение воспитателей.
Первая — это те бабушки и дедушки, которые живут вместе с детьми и внуками и являются воспитателями наряду с родителями. В таком случае для предотвращения разногласий в вопросах воспитания вы, взрослые, должны непременно выработать единые принципы воспитания и стараться придерживаться их. Ведь когда в процессе воспитания принимают участие несколько поколений, это порождает некоторые проблемы, которые могут переходить и в конфликты внутри семьи.
Для поддержания мира в семье необходимо взять за правило никогда не позволять себе негативно высказываться в адрес кого-либо из членов семьи в присутствии ребенка. Вы должны забыть все обиды и выяснять отношения между собой по поводу методов воспитания за закрытыми дверями.
В основе взаимоотношений дедушки и бабушки с внуками должны лежать прежде всего праздник и отдых. Тогда малыш понимает, что роль дедушки и бабушки однозначна — развлечения и хорошее настроение, но не воспитание, которое должно ассоциироваться с родителями (ведь у каждого члена семьи есть своя роль). При этом старшее поколение ненавязчиво, через праздник и игру, может закреплять те навыки, которые вы, родители, хотите привить своим детям.
Вторая группа — те бабушки и дедушки, которые встречаются с внуками на выходных.
В таком случае их роль абсолютно иная: «воскресные» бабушка и дедушка — это соскучившиеся за неделю по внукам люди, готовые терпеть все их шалости и проступки с улыбкой на лицах. Они души не чают в малышах, никогда не делают им замечаний и позволяют делать все, что запрещено дома. А еще спорят с родителями, когда те жалуются, что дети несносные, непослушные, так как не измотаны каждодневными «бытовыми войнами»: соблюдением режима дня, сборами в школу, борьбой с капризами и прочими неприятностями. Переубедить таких бабушек и дедушек, что ребенку нельзя потакать во всем, крайне сложно. Родители сердятся: дедушка и бабушка слишком балуют внуков.
Но на такое поведение «вторых родителей» можно посмотреть и с другой стороны. Да, воспитание родителей и воспитание бабушек с дедушками различаются. Среди «старомодных» бабушкиных методов воспитания, передающихся из поколения в поколение, всегда есть хрестоматийный набор: нежность, ласка, «многодозволенность», гиперопека, воспринимаемые вами, родителями, как обычное баловство.
Но именно нежность, ласка и гиперопека в начале жизни — главное, что обеспечивает психологическую безопасность ребенка. А разумная «многодозволенность» вместо маминых запретов — это ключ к наслаждению жизнью и творческому мышлению и, скорее всего, еще недооцененный антидепрессант. Ребенок, избалованный лаской, вряд ли станет жестоким террористом. Ребенок, окруженный вниманием, вряд ли станет бессердечным и циничным взрослым.
Если родители в основном хотят сделать ребенка покорным, то бабушки и дедушки испытывают истинное удовольствие, позволяя себе баловать собственных внучат. Но родительская близорукость во многих бабушкиных начинаниях способна видеть лишь истоки эгоизма и несовершенства для дошкольника: малышу, считают они, важнее научиться чистить зубы, убирать на место игрушки, чем фантазировать, слушая бабушкины небылицы и сказки.
Вы, мамы и папы, хотите вырастить ребенка умным, воспитанным и целеустремленным, одним словом — успешным. Ваши воспитательные идеи устремлены вперед, в будущее. К тому же для вас ребенок — это еще и арена для удовлетворения амбиций. Очень важно и приятно осознавать, что ваше драгоценное чадо лучше всех читает, больше всех ест и выше всех прыгает. Бабушки же относятся к внукам гораздо лояльнее. Их в большей степени волнуют проблемы сегодняшние. Заботы, настроение и здоровье ребенка сейчас, а не когда-нибудь, когда он вырастет, окончит университет и сделает блестящую карьеру.
Для человека с жизненным опытом простые радости, которых не так много в жизни, и беспечность детства, которое никогда не повторится, неизмеримо ценнее любых долгосрочных — пусть и самых благих — целей.
Старшее поколение зачастую более спокойное, тихое и доброе, чем младшее, всегда летящее вперед. Дети, которые не могут спокойно сидеть, утихомириваются, как под гипнозом, когда попадают к бабушке. Дедушка не в состоянии энергично прыгать и скакать, зато он преуспевает в других сферах: может быть для ребенка лучшим в мире рассказчиком, шутником, водить внука на увлекательные прогулки или рыбалку.
Родители зачастую все время куда-то спешат, а старшее поколение никуда не торопится. И потому оказывается ближе по восприятию мира к малышам.
Для ребенка нужен темп более медленный, чем для взрослого человека, и именно старшее поколение живет в таком темпе, поэтому они понятны, предсказуемы для ребенка больше, чем вы — их родители. Так старшее поколение становится для малышей связующим звеном между вашим взрослым миром и миром детей.
Родители живут в мире страстей, работы, того, что запланировали на завтра. А пожилые люди находятся в том же времени, что и маленькие дети. Бабушки лучше запоминают то, что рассказывал им малыш накануне о своих переживаниях, достижениях. Это близко им, и старшее поколение сопереживает внуку и не изображает интерес к его делам и занятиям, а действительно живет его заботами, делами.
Именно бабушки, понимая все это, стараются воспитывать своих внуков как индивидуальность. Богатый жизненный опыт, личные родительские наблюдения, а также случаи из жизни друзей и родных помогают им в этом. Старшее поколение более гибко и терпимо там, где вы, родители, требовательны и прямолинейны. И любят они ребенка не за что-то, а просто так, по факту существования.
Первые шаги в стране знаний малыши часто делают под руководством бабушек: учат алфавит, запоминают множество стихов и песенок к 3—4 годам, под пристально-добрым взглядом бабушек выполняют уроки с 1-го по 4-й класс. Неплохо, правда ведь?
Бабушки дают все самое лучшее, и дети привыкают к этому. То, что в детстве они получают все, что захотят, не скажется плохо на их воспитании, скорее наоборот. Когда они вырастут, то будут знать, что смогут получить все самое лучшее, если хорошо поработают, и никогда не будут довольствоваться малым. То есть здоровая амбициозность в ребенке воспитывается именно бабушками. Разве это так плохо?
Воспитанные бабушками дети находчивей и предприимчивей своих сверстников, которых воспитывал детский сад. Вот так!
Впрочем, как бы вы, родители, ни сопротивлялись бабушкиным принципам воспитания, именно они дают возможность развиться творческим способностям детей гораздо лучше, чем любые разумные и правильные родительские теории. Секрет прост: у старшего поколения много времени на то, чтобы уделить его вашему малышу.
Вот почему под влиянием бабушек чаще всего малыши начинают проявлять свои креативные способности. А та вседозволенность, которая вам, родителям, кажется вредной и расслабляющей, создает благоприятную среду для совершенно нестандартных идей и начинаний. Человек, привыкший к свободе действий, будет свободен и в мыслях, и в творчестве.
Это же подтверждает и исследование Татьяны Тихомировой, научного сотрудника Института психологии РАН, проведенное в одной из частных школ города Москвы. Измерив уровень творческих способностей и интеллекта у 30 учеников 1 и 2 классов, она была поражена результатами.
Выяснилось, что у детей, воспитанием которых больше занимались бабушки, творческий потенциал был на 40 % выше! То есть мыслили «бабушкины» воспитанники оригинальнее, чем их сверстники. А ведь именно эта черта — умение находить нестандартные решения, отыскивать новые пути — свойственна гениям.
Дети, которых балуют бабушки и дедушки, полностью лишены стереотипов мышления. Например, дорисовывая по просьбе исследователя картинку, в которой уже заложен очевидный вариант завершения, они придумывают самые фантастические сюжеты. А дети, которых воспитывают только мама с папой, закончили рисунок совершенно стандартно.
А вот с уровнем интеллекта у бабушкиных любимчиков дела обстояли похуже: он оказался на 10 % ниже, чем у детей, которых родители воспитывают сами. Это не значит, что они глупее «родительских» детей. Просто им сложнее учиться, труднее вписаться в рамки школьной программы.
После таких результатов Татьяна Тихомирова задала себе вопрос: «Может, в обычной школе, где учатся дети из семей с невысоким уровнем дохода, картина будет другой?» В поисках истины психолог отправилась в самую что ни на есть среднюю школу.
В обычной средней образовательной школе в исследовании приняли участие 180 учеников 3-х и 4-х классов, их бабушки и родители. И снова Татьяна Тихомирова была удивлена результатом исследования. Дети, которых опекают бабушки, снова превзошли своих ровесников по уровню творческих способностей на 28 %! В чем же дело? Как бабушкам (независимо от их образования и материального положения) удается раскрывать таланты внуков?
«Все дело в методах воспитания», — утверждает Татьяна Тихомирова. Опрос показал, что бабушки чаще, чем родители, хвалят ребенка, предоставляют ему возможность выбора и самовыражения, идут навстречу его желаниям, потакают капризам. Такое «попустительство» как раз и способствует развитию творческого начала. А вот требовательность и наказания за проступки, которые характерны для «родительского», более жесткого стиля воспитания, наоборот, одаренности только вредят...
А что же с интеллектом? Неужели «вторые родители» его понижают? Нет. В подмосковной школе и «бабушкины», и «родительские» дети показали примерно одинаковый уровень умственного развития. Просто «мягкие» методы воспитания, которых придерживается среднестатистическая бабушка, не идут на пользу интеллекту, а требовательность и контроль со стороны вас, родителей, оказывается, подстегивают рост мыслительных способностей ребенка.
Однако требовательностью и контролем не всегда можно повысить интеллект ребенка, ведь он в большей степени зависит от наследственности (на 61 %), чем от воспитания. Но «промысел Божий» можно подкорректировать. Главное, не пускать на самотек умственную деятельность ребенка. Ее нужно направлять.
Например, доказано, что излишняя самостоятельность и свободный доступ к информации вредят интеллекту: когда дети без конца смотрят телевизор, голова у них не работает, информация становится чем-то вроде жевательной резинки, а не пищей для ума. Поэтому вам нужно помочь ребенку организовать свободное время и фильтровать информацию, которую он получает.
Только не перестарайтесь. Ведь авторитарные методы воспитания — это палка о двух концах: с одной стороны, они повышают интеллект вашего малыша, а с другой — растаптывают одаренность, ростки творческой личности.
Итак, «бабушкино» воспитание дает такие хорошие результаты потому, что бабушки:
• позволяют детям быть такими, какие они есть;
• склонны к минимуму запретов;
• считают, что с детьми всегда можно договориться, нужно лишь проявить терпение;
• прислушиваются к желаниям своих внуков, какими бы парадоксальными они ни казались;
• чаще выказывают одобрение, сочувствие и симпатию, оказывают поддержку;
• отличаются большей игривостью и раскованностью;
• чаще рассказывают внукам о своем детстве или о детстве их родителей, что способствует формированию у детей чувства семейной идентичности и традиции;
• регулируют отношения между внуками — поддерживают первенца при рождении второго ребенка;
• готовят внуков к школе;
• дают возможность ребенку самовыражаться;
• повышают его самооценку, расширяют выбор ребенка;
• эмоционально поощряют внуков;
• помогают ребенку развить социальные навыки и предотвращать потенциальные поведенческие проблемы;
• стабилизируют эмоциональное состояние, влияют на уменьшение признаков гиперактивности внуков;
• воспитывают внуков психически здоровыми, с чуть завышенной самооценкой.
Так что вы можете смело доверять бабушкам своих детей — пусть они балуют внуков и этим уравновешивают родительскую строгость.
Самое главное — вам, родителям, и старшему поколению надо просто любить ребенка, не делать его объектом своих споров и разногласий, и тогда он будет вспоминать свое детство как самое лучшее время в жизни.
Рекомендуем посмотреть:
Нет комментариев. Ваш будет первым!