Стихи о детстве для детей дошкольников 4-5 лет
Стихи про детей, мир детства для детей средней группы
Э. Мошковская «Утреннее стихотворение»
Кто уже открыл глаза,
пусть скорей берётся за...
мочалку,
полотенце,
за чашку,
ломоть хлебца...
За ватрушку
и за плюшку,
и — скорей из-за стола!
И скорей, скорее, братцы,
надо браться
за ДЕЛА!
Э. Мошковская «Доброе утро»
Я встал ужасно хмурым.
Ни петухам, ни курам,
ни лопухам, ни пастухам
не крикнул: «С ДОБРЫМ УТРОМ!»
А самолёты пели,
а речки голубели,
а солнышко светило
ну сколько было силы!
В саду дорожка мокрая...
И нива золотилась...
Такое УТРО ДОБРОЕ —
оно не рассердилось!
Э. Мошковская «Вам не догадаться!»
Вы ещё не знаете,
Что я придумал ночью.
Вы не угадаете,
Что я придумал ночью!
За хвост подёргать кошку?
Вам подставить ножку?
Или подраться?
Вам не догадаться!
Я придумал
УТРО.
Я придумал
УТРО.
Вставайте,
Вставайте!
ВЕДЬ Я ПРИДУМАЛ УТРО!
И. Токмакова
* * *
Тили-тили-тили-тили,
Мы по воду не ходили,
Приходил Егорка,
Приносил ведёрко.
Мыли-мыли-мыли-мыли,
Бело-набело отмыли.
Лишь головка одна
Всё черным-черна!
М. Яснов «Мы с мылом»
Я в ванной
Сниму рубашку,
А с мыла
Сниму бумажку.
Нас двое,
Голеньких,
В ванной,
От пара
Уже туманной.
Я пальцем потру
Картинку —
А мыло
Потрёт мне спинку.
Потом
Я пойду в кровать,
А мыло — в мыльницу:
Спать.
А. Усачёв
* * *
— Хочешь, Феденька, кефир?
— Фыр!
— Может, скушаешь зефир?
— Фыр!
— Ты конфет не хочешь? Что за чудеса!
— Я сегодня — лошадь И хочу овса!
Вопросы для закрепления
• С каким настроением ты бы хотел просыпаться и начинать новый день? Какие слова тебе говорят родители, когда ты просыпаешься, чего они тебе желают? А ты знаешь, как можно сделать утро добрым? Послушай стихотворения, помещённые в этом разделе. Может быть, они тебе подскажут, как сделать утро добрым.
• Как ты думаешь, стихотворение И. Токмаковой «Тили- тили-тили-тили...» весёлое или грустное? О ком в нём говорится? Какие слова в нём повторяются? Скажи, как ты понимаешь выражение «бело-набело отмыли»? Каким стал Егорка после купания?
• Тебе понравилось стихотворение М. Яснова «Мы с мылом»? О чём думает ребёнок, когда моет руки? Как ты думаешь, что означает выражение «Нас двое, голеньких, в ванной...»? А куда мыло пойдёт спать?
• Послушай стихотворение А. Усачёва. О ком это стихотворение? Что отвечает Феденька на вопросы мамы? А почему он так отвечает? В какую игру он играет, кем себя представляет? Что он хочет съесть? Его мама может дать ребёнку овса? А ты знаешь, как называется каша, которую варят из зёрен овса? Может быть, ты знаешь, почему её назвали по имени древнегреческого героя Геркулеса? Почему детям полезно есть кашу?
К. Чуковский «Радость»
Рады, рады, рады
Светлые берёзы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Тёмные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
То не дождь пошёл из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград.
И вороны над полями
Вдруг запели соловьями.
И ручьи из-под земли
Сладким мёдом потекли.
Куры стали павами,
Лысые — кудрявыми.
Даже мельница — и та
Заплясала у моста.
Так бегите же за мною
На зелёные луга,
Где над синею рекою
Встала радуга-дуга.
Мы на радугу
вска-ра-б-каемся,
Поиграем в облаках
И оттуда вниз по радуге
На салазках, на коньках!
И. Пивоварова «Хочу летать»
В синем-синем небе
Белой-белой стаей
Голуби летают, —
Очень хорошо!
На сарай я влезу
И взмахну руками...
Но только я не голубь,
Я не полечу:
Мама заругает,
Папа заругает,
Да и сам я с крыши
Падать не хочу.
Но это так обидно!
Но это так досадно!
Но это так нескладно!
Ведь хочется летать!
И там, под облаками,
Махать, махать руками,
И в небе кувыркаться,
И громко хохотать!
И. Токмакова
* * *
Мы играли в хохотушки,
Мы визжали, как свинушки,
Мы скакали, как лягушки,
Вбок и задом наперёд.
Мы решили, кто захочет,
Тот нас всех перехохочет,
Всех один пересмеёт.
Мы смеялись и смеялись,
Лопнуть со смеху боялись,
Даже по полу катались:
Всех нас разом смех берёт!
Я могу сказать вам честно,
До сих пор нам неизвестно,
Кто сумеет, кто захочет,
Кто нас всех перехохочет,
Всех один пересмеёт?
Р. Сеф «Хмурый день»
Был хмурый
День,
Понурый
День,
Дождь барабанил:
Динь,
дон,
день!
Скорее
Тёмный плащ надень!
По коридорам
Улиц,
Нахмурясь
И сутулясь,
Шли мокрые прохожие,
Похожие
На куриц.
А было их сто тысяч —
Огромное число.
Все хмурые,
Понурые,
Ну прямо как назло.
Но вдруг
Один прохожий
О тротуар споткнулся,
Откинул капюшон плаща
И тут же
Улыбнулся:
Все хмурые,
Понурые —
Ведь это так смешно!
Зачем грустить,
Когда вокруг
И сыро
И темно.
За ним второй прохожий
Смеяться начал тоже,
И третий,
И девятый,
И сто пятидесятый.
И наконец все люди
Захохотали так,
Что туча
Растворилась
И вместе с нею
Мрак.
М. Пляцковский «Улыбка»
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснётся...
Поделись улыбкою своей —
И она к тебе не раз ещё вернётся.
И тогда наверняка
Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке...
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.
От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик.
Сонный лес простится с тишиной
И захлопает в зелёные ладоши.
От улыбки станет всем светлей —
И слону, и даже маленькой улитке...
Так пускай повсюду на земле,
Будто лампочки, включаются улыбки!
Вопросы для обсуждения
• Как ты думаешь, чему можно радоваться? А что тебе доставляет радость? Что ты обычно делаешь, когда радуешься, веселишься?
• Послушай стихотворение К. Чуковского «Радость». О чём в нём говорится? Чему радуются берёза, осина, вороны? Как ты представляешь себе радость, о которой рассказывает автор? Какими красками ты стал бы рисовать радость? Какие слова в стихотворении имеют одинаковую общую часть «рад»?
• Тебе понравилось стихотворение И. Пивоваровой «Хочу летать»? Оно весёлое или грустное? А какие слова из стихотворения помогают тебе это понять? О чём мечтает ребёнок, герой стихотворения? Как ты думаешь, почему он стал бы хохотать, если бы сумел подняться в облака, как птица, чему бы он радовался?
• Послушай стихотворение И. Токмаковой «Мы играли в хохотушки...» О ком это стихотворение? Скажи, почему детям, героям этого стихотворения, весело живётся? Что они делают целыми днями? Придумай сам, над чем они могли смеяться, когда играли в хохотушки. Как ты понимаешь слова: «Всех нас разом смех берёт!..»?
• Тебе понравилось стихотворение Р. Сефа «Хмурый день»? Кто тебе в нём понравился больше всего? О каком дне рассказывает поэт? Почему этот день был хмурый? Как ты понимаешь выражение «дождь барабанил»? Какое настроение было у людей? Какие слова в стихотворении помогают тебе это понять? С кем сравнивает поэт мокрых прохожих? Чем они похожи на куриц? Почему вдруг рассмеялся один прохожий, почему ему стало смешно? Что произошло после того, когда рассмеялись все люди? Как ты думаешь, какое есть лекарство от грусти? Если бы ты рисовал картинки к этому стихотворению, краски какого цвета ты бы взял?
Гайда Лагздынь «Грядка»
Не ленись, моя лопатка,
Будет вскопанная грядка.
Грядку граблями пригладим,
Все комочки разобьём,
А потом цветы посадим,
А потом водой польём.
Лейка, лейка!
Лей, лей!
Грядка, грядка!
Пей, пей!
Э. Мошковская «Играю-работаю»
Когда я играю,
я убираю.
Когда убираю,
я в это играю!
Мою, стираю и пыль вытираю —
такую игру я себе выбираю!
О. Высотская «Маргаритка»
Вышла Танечка во двор.
— Ох, как много сору! —
Ветер носит этот сор
От крыльца к забору.
Где укрыться от жары,
Поиграть с друзьями?
Ведь бывают же дворы
Чистые,
с цветами!
— За лопатой я схожу! —
Вдруг решила Таня. —
Маргаритку посажу.
Двор красивей станет. —
Из открытого окна
Выглянула Света:
— Почему растёт одна
Маргаритка эта?
Посажу ещё левкой!
Он красивый такой!
А потом пришли две Иры
Из пятнадцатой квартиры
И, на грядку поглазев,
Посадили львиный зев.
Удивляются жильцы:
— Наши дети — молодцы!
Ну, а мы куда глядим?
Помогать давайте им!
Кто с метлою, кто с лопатой
Вышли из дому они.
Папы, мамы и ребята
Во дворе проводят дни:
Сор сгребают и метут,
Деревца во двор несут.
— Двор становится зелёным! —
Удивился дед Лука.
Вдоль забора встали клёны,
Три молоденьких дубка...
Тут и ёлочки растут,
И берёзки тоже...
— Как у вас красиво тут! —
Говорят прохожие.
Два куста белых роз
Около калитки...
И всё это началось
Из-за маргаритки!
Г. Сапгир «Нарисованное солнце»
Скучный дождик льётся.
Чиж уснул на жёрдочке.
Нарисую
Солнце
И приклею
К форточке!
Пусть сияет на окне
И тебе
И мне!
Видишь, стало веселей,
Стало в комнате светлей.
Дождик сразу
Перестал,
В клетке
Чиж
Защебетал.
С. Михалков «Постирушка»
Таня с Маней — две подружки —
Любят в «классики» играть,
А у Нади постирушки:
Ей бы только постирать!
Чуть платочек замарает —
Уж она его стирает.
Все на речку загорать,
А она туда — стирать.
Лента под руки попала —
Намочила, постирала.
И стирает, и стирает,
Полоскает, оттирает,
Отжимает двадцать раз.
Мокрых тряпок полон таз!
На передничках от стирки
Появились даже дырки.
Новый бабушкин платок
Целый день в корыте мок.
Почему бабуся плачет,
Порошок стиральный прячет?
Стоит мыло не убрать —
Внучка примется стирать.
Если спросите у Нади:
— Что купить тебе, дружок? —
То она, в глаза не глядя,
Вам ответит: — Утюжок!
Я ещё таких девчушек,
В мыльной пене до локтей,
Хлопотушек - «постирушек»,
Не встречал среди детей!
Я. Аким «Мыть посуду я люблю»
Мыть посуду я люблю,
Никому не уступлю!
Щёткой с мылом отмываю,
Во всё горло распеваю:
Тарелки, тарелки,
Глубокие, мелкие,
Вы у меня заблестите,
Тарелки!
Не пойду гулять, покуда
Не просушится посуда
Вытираю и пою,
Слушай песенку мою:
Тарелки, тарелки,
Глубокие, мелкие,
Станьте из мокрых
Сухими, тарелки!
М. Бородицкая
* * *
Ира Мишке шьёт штанишки,
Игорёк сапожки шьёт.
Есть у них иголки, нитки
И на всякий случай — йод.
Вопросы для обсуждения
• Ты любишь трудиться? Что ты умеешь делать сам? А как ты помогаешь маме и папе?
• Тебе понравилась героиня стихотворения О. Высотской «Маргаритка»? Как она решила украсить двор? Какие цветы и деревья посадили во дворе? Что говорили прохожие, глядя на зелёный двор?
• О ком говорится в стихотворении Я. Акима «Мыть посуду я люблю»? Это стихотворение весёлое или грустное? Какие слова в стихотворении помогают тебе понять, что девочка с любовью делает своё дело? Какую песенку она поёт, когда моет посуду?
Э. Успенский «Если был бы я девчонкой»
Если был бы я девчонкой —
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал.
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки.
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего же я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
«Молодчина ты,
Сынок!»
Я. Аким «Неумейка»
Слыхали?
Сегодня
В подъезде
Восьмом
Ходил почтальон
С необычным
Письмом.
Конверт
Как конверт,
А на нём
По линейке
Написано чётко:
ВРУЧИТЬ НЕУМЕЙКЕ.
На первый этаж
Письмоносец
Зашёл.
Увидел, как Вову
Сажали
За стол.
Со сказкою
Вове
Вливали бульон.
— Письмо Неумейке! —
Сказал почтальон.
За ложку
Схватился
Испуганный
Вова,
А мама ответила:
— Нету такого!
В квартире
Над ними
Жил мальчик
Андрюшка.
По комнате всей
Раскидал он
Игрушки.
Услышав про адрес,
Смутился
Андрейка:
— Не думайте, дядя,
Что я — Неумейка!
Я, дядя,
Ещё не окончил
Игру,
Вот выстрою
Домик —
И всё уберу.
Направилась
Почта
В квартиру направо,
Где только проснулся
Голубчиков
Слава.
Сестрёнка ему
Надевала
Чулок,
А Слава скучал
И глядел
В потолок.
Сказал почтальон:
— Неплохая семейка!
Не здесь ли живёт
Гражданин
Неумейка?
Но Слава,
Услышав
Обидное слово.
Чулок натянул
И воскликнул:
— Да что вы!
Я сам одеваюсь,
Когда захочу,
А это —
Ну... просто
Сестрёнку учу!
Идёт письмоносец
В другую
Квартиру —
И видит
На кухне
Такую картину:
Тарелки
Помыты
И сложены в груду.
А мама и дочь
Вытирают
Посуду.
Сказал почтальон,
Улыбнувшись:
— Беда!
Простите,
Я снова
Попал не туда.
Спустился
Во двор
Письмоносец
И вскоре
Чуть-чуть не упал
На трёхлетнего
Борю —
Цветы
Поливал он
Из маленькой
Лейки.
И здесь
Не нашёл
Почтальон
Неумейки!
Присел
Почтальон,
Отдохнул
И опять
Отправился в путь
Неумейку искать.
...Письмо
Получателя ищет
По свету.
Но что же в письме?
Рассказать по секрету?
Два слова
В конверте
Письма заказного:
ПОЗОР НЕУМЕЙКЕ! —
Обидных два слова.
И я вас прошу,
Постарайтесь,
Ребята,
Чтоб это письмо
Не нашло
Адресата.
Вопросы для обсуждения
• Как ты думаешь, помогать маме в домашних делах могут только девчонки или мальчики тоже? А как думает герой стихотворения Э. Успенского «Если был бы я девчонкой»? Он прав? Можно его назвать трудолюбивым?
• Послушай стихотворение Я. Акима «Неумейка». Почему никто из ребят не хотел, чтобы его считали Неумейкой? Вспомни, как звали ребят, к которым заходил почтальон с письмом? Что было написано в письме, адресованном Неумейке?
Рекомендуем посмотреть:
Стихи про осень для детей 6, 7 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!