Развивающие игры для детей 2-3 лет в домашних условиях

Консультация для родителей младших дошкольников. Игры дома с детьми 2-3 лет

Во саду ли, в огороде...

Цель: в процессе игры ребенок узнает о том, что растет в саду и огороде, учится различать цвета, развивает тактильную чувствительность.
Ход игры
Покажите малышу различные овощи и фрукты. Назовите каждый из них, дайте попробовать, пощупать. Предложите ребенку помочь вам рассортировать овощи и фрукты, разложить их в холодильнике. Спросите у малыша, какого они цвета и формы, каковы на вкус, что из них можно приготовить.

Что это?

Цель: игра развивает речь, мышление.
Ход игры
Возьмите две-три игрушки, которые знакомы вашему малышу, и попросите его назвать их. В случае необходимости помогите ребенку. Пусть малыш покажет основные детали игрушки и назовет их (нос, руки, ноги; лапы, голова, хвост).

Предложите ребенку выполнить несколько несложных действий: причесать куклу, покачать зайку на руках и спеть ему песенку, покатать мишку на машине и т. д. Подбадривайте малыша, хвалите его за старание и правильность выполнения действий. Положительная оценка вызывает интерес к манипулированию игрушками и предметами домашнего обихода.

Кривлястик

Цель: игра развивает внимание, учит осознавать свои движения, воспроизводить звуки
Ход игры
Малыш наверняка не откажется от предложения погримасничать. Сядьте друг напротив друга и начинайте корчить рожицы. Попросите ребенка копировать вашу мимику: улыбнуться, поднять вверх брови (удивиться), нахмуриться, закрыть глаза, открыть рот, показать зубы и т. д. Можно также произносить различные звуки, обращая внимание малыша на движения губ и языка, пищать и т. д.

Пластилиновая сказка

Цель: игра развивает мелкую моторики, восприятие, мышление.
Ход игры
Купите пластилин. Рассмотрите его вместе с малышом, называя ему цвета. Пусть ребенок выберет кусок понравившегося цвета. Отщипните немного, предложите малышу помять кусочек в руках, чтобы почувствовать его пластичность. Покажите, как раскатывать пластилин между ладонями или на столе (на специальной дощечке), скатывать шарики. Попробуйте из двух шариков и колбаски сделать медведя, зайца или неваляшку, а из трех — снеговика.

Главное, чтобы ребенок принимал активное участие в лепке, проявлял интерес к работе с пластилином. В завершение разыграйте сценку с героями, которых вы слепили.

Часики

Цель: игра знакомит с понятиями «громко» и «тихо», учит воспроизводить звуки, развивает воображение.
Ход игры
Покажите ребенку настольные или настенные часы, дайте послушать, как они «разговаривают». Объясните ему, что часики тикают — тик-так, тик-так. Предложите малышу сымитировать тиканье часов. Расскажите о том, что большие часы тикают громко, а маленькие — тихо. Попросите ребенка сымитировать тиканье больших и маленьких часов.

Маленький строитель

Цель: игра развивает мышление, воображение, знакомит объемными геометрическими фигурами.
Ход игры
Для этого занятия потребуется набор кубиков, в котором есть цилиндры, конусы и т. д. Покажите ребенку, как сделать из кубиков башню, домик, дорожку, стол. По ходу занятия называйте, из каких деталей возведена постройка: «Давай построим башню. Для этого возьмем кубики и поставим вот так, один на другой». Обязательно обыгрывайте постройки (на башню может взлететь птичка, в домике станет жить зайка, по дороге будет ездить автомобиль и т. д.).

Покорми куклу

Цель: игра развивает речь, расширяет представление об окружающей действительности.
Ход игры
Предложите ребенку покормить куклу, используя игрушечную посуду. Учите малыша выполнять действия аккуратно, последовательно и не спеша. Объясните ему, что сначала куклу нужно усадить за стол, поставить перед ней тарелку, чашку, положить ложку, салфетку и т. д. Пусть ребенок попробует покормить куклу с ложечки, напоить из чашечки, вытереть ей рот салфеткой. Побуждайте малыша комментировать свои действия, задавая ему вопросы. При необходимости помогите ребенку, не скупитесь на похвалы. Помните о том, что для маленького человека ваша оценка имеет огромное значение.

Хлоп-хлоп, топ-топ

Цель: игра развивает координацию движений, внимание, знакомит ребенка с частями своего тела.
Ход игры
Предложите ребенку похлопать в ладоши и потопать. Покажите, как это делать, припевая: «Ручками хлоп-хлоп, ножками топ-топ...» Пусть малыш попеременно топает правой и левой ногой, а вы в это время приговаривайте: «Топнем правой, топнем левой». Можете легонько похлопать малыша по рукам. Движения выполняются в разном темпе, быстро и медленно.

Слушаем музыку

Цель: игра развивает слуховое внимание, двигательную активность, координацию движений.
Ход игры
Как можно чаще вместе с малышом слушайте народную, классическую, эстрадную музыку. Она, несомненно, будет вызывать у ребенка положительные эмоции, новые впечатления. Можете подпевать в такт музыке. Ребенок будет прыгать, приседать, махать руками, наклоняться и т. д. Попытайтесь вместе с малышом в движении передать характер музыки.

Где это, где...

Цель: Игра развивает речь, мышление, пространственное восприятие, знакомит с окружающими объектами.
Ход игры
Сядьте с ребенком на пол и предложите ему рассмотреть предметы, находящиеся вокруг. Называйте их и подсказывайте малышу, куда следует повернуться, например: «Посмотри вверх, на потолок — там люстра висит, видишь, какая она красивая, блестящая. А где наш телевизор? Покажи ручкой. Поверни голову и посмотри, где стоит ваза с цветами. Цветы красивые». Попросите ребенка не только показывать, но и называть предметы. Переходите из комнаты в комнату, обследуйте спальню, гостиную, кухню, таким образом помогая малышу осваивать домашнее пространство. Поощряйте активность ребенка, его стремление познавать окружающий мир.

Прятки

Цель: игра развивает двигательную активность, внимание, учит выполнять простейшие задания.
Ход игры
Посадите малыша на детский стульчик или на пол и встаньте перед ним. Проговаривайте и показывайте ребенку, какие движения он должен выполнять: «Спрячем ручки... Поднимем ручки вверх... Повернем их влево, вправо... Спрячем ножки... Наклонимся, закроем ножки руками... Встанем и потопаем... Спрячем лицо, закроем его ладошками». В завершение возьмитесь за руки и потанцуйте, напевая песенку.

Мамин помощник

Цель: игра развивает речь, слуховое внимание, мышление и память.
Ход игры
Приучайте малыша выполнять несложные поручения, выслушивать инструкции и действовать в соответствии с ними. Старайтесь давать ребенку посильные задания, которые он будет выполнять охотно и с удовольствием, например: «Принеси папе журнал», «Будем варить суп, достань из шкафчика кастрюлю», «Принеси веник, нужно подмести пол» и др.
После выполнения поручения обязательно спросите малыша, что он принес, и разъясните назначение предмета. Если ребенок все сделал правильно, обнимите его, похвалите, поблагодарите за помощь.

Попляши с платочком

Цель: ритмичные движения под музыку развивают интерес, положительное отношение к танцам, умение выполнять простейшие танцевальные движения.
Ход игры
Предложите ребенку поплясать с платочком под музыку или ваше пение. Движения могут быть самыми разными: походить и побегать, махая платком; покружиться, подняв его вверх; присесть, прикрыв лицо платком, и т. д. Какими бы простыми ни были движения, показывайте их малышу и просите повторить. Одобряйте и подбадривайте ребенка, ведь похвала и восхищение будут способствовать созданию позитивного эмоционального настроя.

Зимушка-зима

Цель: прогулки на свежем воздухе развивают интерес к природе, наглядно-действенное мышление.
Ход
Гуляя с ребенком на улице, обратите его внимание на то, что вокруг много снега, который лежит на земле, крышах домов, деревьях и кустах. Предложите малышу пройти по глубокому снегу, спрятаться за сугроб. Во время снегопада понаблюдайте за тем, как падает снег, поймайте снежинку и посмотрите, как она растает. Объясните ребенку, что зимой холодно, поэтому все люди тепло одеты. Попросите его перечислить предметы своего гардероба. Понаблюдайте за работой дворника, снегоуборочных машин, расскажите, зачем они убирают снег. Попросите малыша маленькой лопаткой расчистить дорожку, вылепить снеговика.

Составь цветок

Цель: игра знакомит с геометрическими фигурами, учит различать цвета.
Ход игры
Для этой игры вам понадобятся круги, вырезанные из красного, желтого, зеленого и синего картона. Рассмотрите фигуры, определите их цвет и предложите малышу выложить из них цветы. Объясните, как это нужно делать: «Сначала положим один желтый кружок — это будет серединка, а вокруг разместим много синих. Вот и получился цветок».

Попросите ребенка выложить цветок самостоятельно. При необходимости помогите ему. После завершения работы обязательно спросите малыша, что он выложил, какого цвета лепестки и серединка. В дальнейшем для составления цветов можно использовать треугольники, овалы, ромбы и квадраты.

Шариковый театр

Цель: такие игры способствуют разбитию речи, зрительного внимания, памяти.
Ход игры
Надуйте несколько разноцветных воздушных шариков и нарисуйте на них лица или мордочки персонажей знакомых ребенку произведений (например, деда, бабы, внучки, колобка, зайца, медведя и др.).

Малыш с интересом будет смотреть короткие инсценировки, воспроизводить отдельные слова, внимательно следить за разыгрываемыми действиями. Подбирайте такие литературные произведения, которые интересны ребенку: короткие сказки, рассказы о знакомых животных, стихи. Если на шариках изобразить малыша и других членов семьи, то домашний спектакль можно посвятить жизни вашей семьи, событиям, которые происходят в вашем доме.

Сварим суп

Цель: в процессе игры развиваются познавательная активность, сенсорные способности, расширяется словарный запас.
Ход игры
Посадите ребенка за стол, разложите перед ним чисто вымытые овощи, поставьте рядом кастрюлю и предложите сварить суп. Пусть малыш берет овощи в руки, вспоминает их названия, определяет цвет и форму и кладет в кастрюлю. При необходимости подсказывайте ему, но обязательно давайте возможность подержать каждый овощ в руках и рассмотреть его. Нарезая овощи, попросите малыша попробовать их на вкус. Можно использовать фрукты и сварить компот.
процессе игры развиваются познавательная активность, сенсорные способности, расширяется словарный запас.

Птички-невелички

Цель: такие занятия развивают интерес и бережное отношение к природе.
Ход
Прогуливаясь по парку, обратите внимание ребенка на птиц: «Это ворона, она каркает. А вот воробей, он чирикает». Рассматривая птиц, расскажите малышу о том, что у каждой из них есть крылья, лапки, клюв, перышки. Попытайтесь их покормить. Дома из пластиковой бутылки или пакета из-под сока сделайте кормушку. Насыпьте внутрь корм и повесьте ее в том месте, где вы с малышом часто гуляете.

Красим воду

Цель: игра учит различать цвета, развивает речь, мышление.
Ход
Для этого занятия потребуется акварель или гуашь. Посадите ребенка за стол, поставьте перед ним несколько стаканчиков с водой, обратите внимание малыша на то, что вода прозрачная, бесцветная. Дайте ему кисточку и покажите, как обмакнуть ее в краску, а затем в воду. Полюбуйтесь окрашенной водой, определите ее цвет, попросите ребенка найти предметы такого же цвета. Проделайте то же самое с другими красками. Можете взять лист бумаги и попросить ребенка нарисовать картину какой-нибудь одной краской — зеленые облака, зеленые дома, зеленый человечек, зеленый котенок и т. д.

Неваляшка

Цель: игра развивает двигательную активность, речь.
Ход игры
Дайте ребенку неваляшку и попросите назвать ее части тела. Раскачайте игрушку, понаблюдайте, как она наклоняется, насладитесь мелодичными звуками. Предложите малышу немного побыть неваляшкой: наклониться влево, вправо, вперед, назад. Движения можно выполнять вместе, причем в разном темпе — быстро и медленно. Можно делать это под музыку. Не забудьте похвалить ребенка за старание.

Музыкант

Цель: игра развивает воображение, интерес к музыке.
Ход
Будет замечательно, если вы сможете познакомить малыша с детскими музыкальными инструментами: дудочкой, барабаном, ксилофоном, металлофоном. Дайте ребенку возможность послушать, как звучит каждый инструмент. Возьмите какой-нибудь инструмент и покажите, как на нем играть. Пусть ребенок попробует сделать это самостоятельно. «Покажите» звуками, как топает медведь, прыгает заяц, летит пчела, курица клюет зернышки, прыгает воробей и т. д. Похвалите малыша, выразите восхищение его музыкальными способностями.

Тучка-летучка

Цель: эта подвижная игра развивает воображение и поднимает настроение.
Ход игры
Предложите малышу на время превратиться в тучку. Для начала круговыми движениями рук над головой нужно обозначить «контуры» маленькой тучки. Попросите ребенка походить, побегать, как тучка, гонимая ветром, попрыгать сначала на месте, а потом с продвижением вперед и т. д. Показывайте малышу новые движения. Одобряйте, поддерживайте ребенка, хвалите его за старание.

Этот загадочный кухонный мир

Цель: игра формирует представление о предметах домашнего обихода, развивает речь, восприятие, мышление, тренирует память.
Ход
Находясь на кухне, используйте это время для того, чтобы познакомить малыша с кухонной утварью. Открывайте шкафчики и демонстрируйте ребенку их содержимое: тарелки, чашки, блюдца, вилки, ложки, кастрюли, сковородки и т. д. Обязательно называйте каждый предмет, его цвет и назначение. Дайте малышу подержать в руках не бьющиеся маленькие и большие миски, кастрюли, глубокую и мелкую тарелки, столовую и чайную ложки и т. д. Как можно чаще проводите такие занятия. Пусть ребенок по вашей просьбе находит и называет необходимые предметы.

Магазин

Цель: игра развивает воображение, речь, внимание, память.
Ход игры
Для игры вам понадобится восемь—десять хорошо знакомых ребенку предметов. Разложите их на низком столике или диване. Это будет импровизированный прилавок. Сделайте из бумаги игрушечные деньги. Предложите малышу отправиться в магазин. Называйте предметы, лежащие на прилавке, например: «У нас можно купить большой синий кубик и маленькую книжечку». Сделав покупку, ребенок должен назвать то, что он приобрел в магазине.

Золотая пора

Цель: такие наблюдения развивают стремление к познанию окружающего мира, эстетические чувства.
Ход
Осенью отправляйтесь с малышом на прогулку в парк или лес. Полюбуйтесь красотой осенней природы, побродите по ковру из опавших листьев, прислушайтесь к их мягкому шороху. Собирая букет из осенних листьев, внимательно рассматривайте их, обращая внимание на окраску и величину. Принесите букет домой и поставьте в вазу. Он будет напоминать ребенку о том, что за окном осень. Понаблюдайте за птицами, улетающими в теплые края, за пасмурным небом, мелким дождем. Объясните малышу, что каждая пора года по-своему прекрасна.

Ловкие пальчики

Цель: игра развивает мелкую моторику, тактильную чувствительность, координацию движений, внимание и наблюдательность.
Ход
Сядьте с малышом за стол и предложите ему поиграть со своими пальцами. Покажите, как двумя пальцами (указательным и средним) «ходить» по столу. Пусть ребенок попытается повторить ваши движения. Сначала «передвигайтесь» медленно, как будто крадется лисица, а потом быстро, словно заяц убегает от лисы. «Походите» сначала пальцами правой руки, а затем — левой. Покажите пальцы друг другу: сначала только один — указательный, а потом два, три и т. д. Сожмите кулаки: крепкие, которые не разожмешь, а затем мягкие, не прилагая усилий. Попросите малыша постучать пальцами обеих рук по столу, собрать пальцы в щепотку, распрямить их, похлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

Домашний зоопарк

Цель: игра знакомит с дикими животными, развивает речь, учит сосредоточиваться на предмете, тренирует память, мышление.
Ход
Положите в коробку разные мягкие игрушки: медведя, зайца, лису, волка и др. Доставайте их по очереди и показывайте малышу. Пусть он называет их и пытается придумать им имена. Обязательно позвольте ребенку подержать игрушку в руках, рассмотреть ее. Расскажите малышу о каждом животном, например: «Это зайчик, зайчик-побегайчик, шерсть у него серая, ушки длинные, а хвостик короткий. А вот рыжая лисичка-сестричка, хвост у нее длинный, мордочка узкая, ушки маленькие». Попросите малыша сымитировать движения этих животных. При необходимости помогите ему, а затем похвалите ребенка за старание.

Мягкие комочки

Цель: игра развивает мелкую моторику, воображение.
Ход
Продолжайте занятия с пластилином. Покажите малышу, как размять кусочек пластилина, выполняя движения всей ладонью и пальцами. Сделайте зернышки для цыплят, червяков для птиц. Научите ребенка раскатывать кусочек пластилина так, чтобы получилась колбаска, превращать ее в баранку или улитку. Продемонстрируйте, как из пластилина скатать шарик, из шарика сделать блин и т. д. Слепите для малыша птичку и попросите покормить ее зернышками.

Веревочка

Цель: эта подвижная игра знакомит с геометрическими фигурами, развивает мышление.
Ход игры
Сядьте с ребенком на пол. Выложите из двух веревочек круг и квадрат. Произнесите названия этих геометрических фигур и попросите малыша повторить их. Предложите ребенку встать в круг, потопать, присесть, попрыгать и т. д. Затем попросите его перейти в квадрат и повторить те же несложные движения. Таким же способом можно познакомить малыша с треугольником, прямоугольником, овалом, трапецией и ромбом. Не пытайтесь добиться быстрого запоминания; это непростой и длительный процесс.

Начинающий танцор

Цель: игра развивает чувство ритма, воображение.
Ход игры
Предложите малышу на некоторое время превратиться в танцора. Пусть ребенок под аккомпанемент попытается передать различные движения: попрыгает, как заяц, потопает, как медведь, покачается из стороны в сторону, как неваляшка, полетает, как птица, и т. д. Пойте и танцуйте вместе с малышом, всячески поддерживайте его интерес, позитивное отношение к музыке и танцам.

Художник

Цель: игра учит различать цвета, формирует понятие о форме и величине, развивает координацию движений, внимание, память.
Ход игры
Предложите малышу на некоторое время стать художником. Для этого потребуются пальчиковые краски и гуашь, а также предварительно вырезанные из бумаги заготовки: яйцо, варежка, платье, чашка и т. д. Покажите малышу, как их можно расписать с помощью пальца, поролонового тампона или ватной палочки. Обмакните палец ребенка в краску и проведите на заготовке широкую и узкую линии, поставьте большую и маленькую точки и т. д. Обязательно обсуждайте с малышом, что вы будете расписывать, какой инструмент при этом следует использовать, какую краску. В завершение полюбуйтесь результатами своего труда.

Кто что делает

Цель: игра развивает внимание, наблюдательность, речь.
Ход игры
Возьмите картинки с изображением какого-нибудь одного действия, например: девочка укачивает куклу, мальчик играет с мячом, ученик пишет, дворник подметает двор и т. д. Рассмотрите с ребенком картинки. Пусть он самостоятельно или с вашей помощью назовет людей, выполняемые ими действия и предметы. Можно взять предметы, изображенные на картинках (кукла, мяч, ручка, метла), и попросить малыша сымитировать действия людей.

Зеленый уголок

Цель: уход за комнатными растениями, учит бережно относиться к природе, развивает восприятие, мышление.
Ход
Предложите малышу рассмотреть растения, которые «живут» в горшках у вас на подоконниках, и обратите его внимание на то, какие они красивые, сколько на них листочков и цветов. Объясните ребенку, что листьев больше, чем цветов, они одинаковые по цвету, но разные по величине и форме. Пусть малыш дотронется до листочка и почувствует, какой он на ощупь — гладкий или ворсистый. Попросите его полить растения и объясните, для чего это делается. Похвалите ребенка за проделанную работу.

Наоборот

Цель: игра развивает тактильную чувствительность, восприятие, речь, память.
Ход игры
Возьмите несколько предметов из мягкого и твердого материала: резиновый мяч и пластмассовый шарик, плюшевую игрушку и деревянный кубик, камешек и кусок пластилина, бусинку и кусочек ваты и др. Позвольте ребенку обследовать и сравнить их. Охарактеризуйте предметы следующим образом: «Камешек твердый, им можно постучать по столу, а пластилин мягкий, его можно мять. Резиновый мяч упругий, а пластмассовый шарик твердый». Попросите малыша повторить слова, характеризующие качества предметов. Предложите ему показать сначала все мягкие предметы и назвать их, а затем все твердые. Постарайтесь вместе с малышом определить, что в ближайшем окружении бывает мягким, а что — твердым.

Красавица весна

Цель: такие занятия прививают любовь к природе, активизируют речь, тренируют мышление, память.
Ход
С приходом весны приобщите малыша к таинству пробуждения природы. Обратите его внимание на таяние снега, бегущие ручейки, появление зеленой травки, первых нежных листочков на деревьях и кустарниках. Пусть ребенок потрогает первую зелень. Рассмотрите первые цветы мать-и- мачехи, одуванчика. Соберите с малышом букет, сплетите венок, расскажите о целебных свойствах этих растений. Если есть возможность, понаблюдайте, как птицы строят гнезда, послушайте их пение. Посмотрите, во что одеты прохожие, попросите малыша описать свой гардероб. Во время прогулок восхищайтесь красотой весенней природы.

Театр на прищепках

Цель: театрализация развивает интерес к литературным произведениям, внимание, наблюдательность.
Ход
Для этого занятия вам понадобится несколько бельевых прищепок. К боковой поверхности каждой из них приклейте нарисованную или вырезанную из журнала фигурку человека либо животного. Получатся герои кукольного театра. Персонажи на прищепках прикрепляются на натянутую веревку и перемещаются согласно сюжету сказки или стихотворения.

Приучайте малыша вслушиваться в реплики персонажей, следить за разыгрываемыми «на сцене» действиями, открыто выражать свои эмоции. Почаще устраивайте для ребенка такие спектакли, они ему, несомненно, понравятся.

Секрет - в крупе

Цель: игра развивает тактильную чувствительность, точность движений, настойчивость, внимание.
Ход игры
Наполните миску горохом или фасолью (можно использовать рис, гречку) и спрячьте там какой-нибудь небольшой предмет. Предложите малышу найти «секрет». Ребенок с удовольствием будет перебирать и пересыпать содержимое миски. Порадуйтесь вместе с малышом, похвалите его. Если ребенку игра понравилась, повторите ее несколько раз, пряча разные предметы.

Кричалки-молчалки

Цель: эта подвижная игра развивает внимание, умение действовать по инструкции, поднимает настроение.
Ход игры
Возьмите два разноцветных платка или вырежьте два круга из картон красного и зеленого цветов. Объясните ребенку, что, когда вы будете показывать красный предмет, нужно вести себя тихо (передвигаться медленно, говорить шепотом), а когда зеленый, то можно бегать, прыгать, кричать, пищать, смеяться. Присоединитесь к малышу, порезвитесь вместе с ним.

Полет бабочки

Цель: игра развивает речевое дыхание, внимание, учит различать цвета.
Ход игры
Вырезанные из тонкой цветной бумаги бабочки и цветы развесьте на нитках на уровне глаз ребенка. Рассмотрите их, определите, какого они цвета. Покажите малышу, как нужно подуть, чтобы бабочка взлетела. Если у него не получается, подуйте вместе с ним одновременно. Предложите ребенку подуть на предмет определенного цвета: «Пусть полетает красная бабочка. Теперь подуй на зеленый листок». Интересуйтесь у малыша, что он делает, предметы какого цвета «летают». Хвалите ребенка, радуйтесь его успехам и восхищайтесь его умениями.

Автолюбитель

Цель: игра расширяет кругозор, знакомит с различными видами транспорта, развивает речь, внимание, память.
Ход игры
Рассмотрите с малышом игрушечные машинки — грузовую и легковую. Расскажите ему о том, что грузовики перевозят песок, кирпичи, мебель, а легковые автомобили — людей, но любой машиной управляет водитель. Покажите и назовите части машин: кабина, кузов, колеса, дверцы, руль. Пусть ребенок повторит их названия. Определите, какой они формы. Попросите малыша издать звук работающего автомобиля, продемонстрировать, как он сам управлял бы машиной. Обязательно похвалите «водителя» за езду без аварий.

Детеныши животных

Цель: игра знакомит с животным миром, развивает воображение, речь.
Ход игры
Возьмите картинки с изображениями домашних и диких животных и их детенышей. Рассмотрите их, назовите животных, определите, где чьи детеныши, вспомните, какие звуки они издают. Научите ребенка произносить звукоподражания громко (родители) и тихо (детеныши). Помогите малышу составить предложения из двух-трех слов, например: «Это медведь», «Это маленький медвежонок».

Расскажите ребенку, как различать животных по внешнему виду и характерным движениям.

Попрыгунчик

Цель: игра знакомит с геометрическими фигурами, развивает мышление.
Ход игры
Сядьте с ребенком за стол и разложите перед ним геометрические фигуры разного цвета. Возьмите небольшую игрушку. Объясните малышу, что она умеет прыгать и останавливаться. На одной из геометрических фигур покажите, как она прыгает и по команде «стоп» замирает. Обязательно назовите эту фигуру и ее цвет. Дайте малышу игрушку и попросите повторить ваши действия. Сигнал «стоп» должен прозвучать тогда, когда попрыгунчик окажется на геометрической фигуре. Ребенок должен назвать ее форму и цвет. При необходимости помогите малышу. Стремитесь к тому, чтобы игра проходила весело и увлекательно.

Загадочные звуки

Цель: игра развивает слуховое внимание, речь
Ход
Для этого занятия вам понадобятся игрушки и предметы, которыми можно издавать звуки: лист бумаги — пошелестеть, ложка — постучать, колокольчик — позвенеть и др. Рассмотрите эти предметы. Затем посадите малыша таким образом, чтобы он не видел, чем именно вы издаете звук. Пусть ребенок попытается угадать и показать этот предмет. За каждый правильный ответ вручайте малышу «награду» — свою улыбку, поцелуй и восхищение его успехами.

В гостях у лета

Цель: общение с природой очень важно для полноценного развития ребенка.
Ход
Летом дети много времени проводят на улице. Во время прогулок знакомьте малыша с различными природными явлениями. Обратите внимание ребенка на то, что летом всегда тепло, а иногда даже жарко, что всегда светит солнце, нагревая землю, песок и асфальт. Пусть малыш определит это на ощупь. Рассматривайте листву деревьев и кустарников, любуйтесь красотой цветов. Познакомьте ребенка с насекомыми: бабочкой, кузнечиком, божьей коровкой. Научите малыша различать их по внешнему виду, бережно относиться к ним. Если вдруг пойдет дождь, расскажите о том, что он умывает и траву, и цветы, и листья на деревьях. Восхищайтесь красотой окружающего мира, напоминайте малышу о том, что природу нужно беречь.

Домашние помощники

Цель: игра формирует первоначальное представление о технике, содействует всестороннему развитию ребёнка.
Ход игры
Постепенно знакомьте малыша с домашней техникой, формируйте у него элементарные навыки ее использования. Объясните ребенку, для чего используются газовая плита, микроволновая печь, электрочайник, кофеварка, стиральная машина, телевизор, телефон и т. д. Предоставьте малышу возможность включить какой-нибудь прибор и посмотреть, как он функционирует: нажал на кнопку — и на экране телевизора появилось изображение, нажал на клавишу магнитофона — послышалась музыка и т. д.

Эти забавные животные

Цель: эта подвижная игра развивает соображение, речь, умение действовать по инструкции, внимание, память.
Ход игры
Поговорите с малышом о знакомых ему представителях животного мира, попросите его вспомнить, как они передвигаются. При необходимости помогите ребенку и покажите движения сами. Приучайте малыша следить за звуковым сигналом. На слово «зайчик» — прыгать, «лошадка» — ударять ногой об пол, «птичка» — бегать, махая руками, «медведь» — ходить, широко расставив руки и ноги, переваливаясь с боку на бок, «лисичка» — ходить, высоко поднимая колени, и т. д.

Съедобные геометрические фигуры

Цель: игра развивает мелкую моторику, воображение, мышление, точность движений.
Ход
На занятиях, имеющих целью ознакомление с геометрическими фигурами, можно использовать орешки, воздушную кукурузу, крекеры, кусочки хлеба и т. д. Возьмите несколько листов белой бумаги и нарисуйте на них геометрические фигуры. Назовите каждую из них и попросите ребенка обвести их контуры пальцем. Предложите малышу выложить определенную фигуру из «учебного материала». Не забывайте хвалить ребенка за старание, упорство и трудолюбие. В завершение игры можно полакомиться готовыми фигурами.

Любимая игрушка

Цель: игра учит действовать в соответствии с полученными указаниями.
Ход игры
У каждого ребенка есть любимая игрушка (например, кукла, зайчик или медвежонок). Попросите малыша поухаживать за ней: погладить, взять на руки, покачать, спеть песенку, «сходить на прогулку» в пределах комнаты, уложить спать. Можно предложить ребенку покормить зайчика или медвежонка с ложечки, попоить из чашечки, вытереть мордочку салфеткой и т. д. Комментируйте действия малыша, хвалите его за то, что он такой добрый, внимательный и заботливый.

Семейный дуэт

Цель: эта игра способствует установлению близких, доброжелательных отношений.
Ход игры
Возьмите ребенка на руки и предложите ему вместе придумать и спеть песню. Объясните малышу, что она будет о том, что вы видите вокруг. Выберите любую мелодию, ходите из комнаты в комнату и сочиняйте: «Мы ходим-бродим и всё- всё видим. Мы видим, как мама готовит ужин... А на улице идет дождь...»

Механические игрушки

Цель: игра способствует установлению доброжелательных отношений со взрослых.
Ход игры
Порадуйте малыша забавными игрушками, такими как заяц-барабанщик, клюющая птичка, лягушка-попрыгушка и др. Покажите, как они заводятся: «Повернули ключик, еще раз повернули — и черепашка поползла. Видишь, к тебе ползет...» Позвольте ребенку самостоятельно привести игрушку в движение. Он с радостью осознает, что игрушка подчиняется его воле. Малыш развеселится, у него поднимется настроение.

Травка зеленеет...

Цель: работа с красками поддерживает интерес к рисованию, развивает образное мышление, мелкую моторику.
Ход
Для этого занятия вам понадобятся бумага для рисования и пальчиковые краски. Предварительно обозначьте на бумаге контуры деревьев и цветов. Расскажите малышу о том, что весной светит ласковое и теплое солнышко, пробуждается природа, появляются первые листочки, весенние цветы, трава. Полистайте книги, журналы, найдите соответствующие иллюстрации. Покажите ребенку, как обмакнуть палец в краску, а затем, слегка прикасаясь к бумаге, нарисовать зеленые листочки и травинки. А если использовать желтую краску, то получатся, например, цветы и солнце. Полюбуйтесь результатами совместного труда и, даже если рисунок несовершенен, похвалите своего маленького художника.

Позвони мне, позвони

Цель: игра развивает речь, память, внимание, знакомит со средствами связи
Ход
Научите ребенка разговаривать по телефону. Заранее договоритесь с кем-нибудь из взрослых (дедушкой, бабушкой, тетей, дядей) о том, как следует вести разговор с малышом, чтобы он не сводился лишь к слушанию того, что говорит взрослый. Проинформируйте родственников о том, какие слова знает и произносит ребенок, какие вопросы он хорошо понимает. Пусть взрослые задают те вопросы, на которые маленький собеседник сможет ответить хотя бы «да» или «нет». Стремитесь к тому, чтобы разговоры по телефону стали для малыша привычными.

Мы по улице идем

Цель: игра развивает умение ориентироваться в пространстве, наблюдательность, внимание, память.
Ход
Прогуляйтесь с ребенком по улице, на которой живете. Поговорите о том, какие большие и красивые дома вы видите, какие магазины расположены по соседству, полюбуйтесь деревьями и цветами. Расскажите малышу о доме, в котором вы живете: о его размере, цвете, о цифрах, составляющих его номер. Несколько раз повторите название улицы, номер дома и квартиры, чтобы малыш запоминал свой адрес. Приучайте ребенка с любовью относиться к месту, где он живет.

Конструируем из бумаги

Цель: игра развивает сенсорику, мелкую моторику
Ход
Для этого занятия вам понадобятся гофрированная, писчая, папиросная бумага, салфетки, рулон туалетной бумаги и т. д. Обратите внимание ребенка на особенности каждой из них: мягкая, гладкая, шершавая, жесткая, блестящая и т. д. Предложите малышу потрогать, помять, пошуршать, порвать ее. Ребенок будет делать это с огромным удовольствием, наслаждаясь производимыми звуками, изменением формы бумаги. Покажите малышу, как мелко изорвать бумагу, нарвать полосок, скатать шарики. Пофантазируйте и придумайте, на что похожи обрывки бумаги.

Давай потрогаем

Цель: игра обогащает словарный запас, развивает сенсорику, знакомит с предметами интерьера.
Ход
Время от времени обращайте внимание ребенка на то, что окружающие его предметы сделаны из разного материала, все они разного цвета и предназначение у них тоже разное. Определите, какого цвета холодильник, телефон, компьютер, телевизор и т. д., каковы они на ощупь (гладкий, шероховатый, мягкий, твердый, теплый, холодный) и т. д. Стремитесь к тому, чтобы малыш не только называл предмет, но и рассказывал о своих действиях и ощущениях. При необходимости помогите ему.

Самодельные бусы

Цель: игра развивает мелкую моторики, настойчивость, внимание.
Ход
Возьмите крупные и мелкие разноцветные бусины или пуговицы и толстую нитку, предварительно опустив один ее конец в клей. Предложите малышу сделать бусы для куклы, чтобы она была красивой и нарядной. Рассмотрите вместе с малышом бусины, определите их цвет и размер. Покажите ребенку, как нанизывать бусины на нитку, чередуя их по величине (большая/маленькая) или цвету. При необходимости помогите малышу. Обязательно похвалите его за старание и усердие.

Музыкальный уголок

Цель: игра поддерживает интерес к музыкальным инструментам, игре на них, развивает слух.
Ход
Оборудуйте для своего ребенка музыкальный уголок. Разместите в нем бубен, дудочку, детский рояль, погремушки и т. д. Кроме перечисленных музыкальных инструментов и игрушек, можно использовать жестяные банки из-под кофе или чая, наполненные фасолью, горохом, крупой, камешками или песком, погремушки из нанизанных на проволоку бусин, ожерелья из ракушек, каштанов, сосуды с водой и другие предметы. Периодически предлагайте малышу играть на этих инструментах, просите «аккомпанировать» пению взрослого.

Составь целое из частей

Цель: игра развивает восприятие, воображение, внимание, мышление.
Ход игры
Вырежьте из разноцветного картона знакомые малышу предметы: голубую чашку, желтый цветок, коричневый гриб, зеленый огурец и т. д. Разрежьте каждый из них на две части и предложите ребенку собрать картинки. Покажите, как это делается: «Вот красный кусочек, вот еще один красный. Составим их — получилась ваза». Попросите малыша собрать картинку самостоятельно, подсказывайте, что делать и в какой последовательности. Похвалите ребенка за то, что он верно подбирает части по цвету и правильно их совмещает.

Угощение для любимых игрушек

Цель: игра формирует представление о продуктах питания, развивает мышление, память.
Ход игры
Найдите в старых журналах или газетах картинки, на которых изображены продукты питания, и вырежьте их. Дайте ребенку одноразовую тарелку и попросите приготовить угощение для куклы: «Кукла, как и ты, любит конфеты и печенье, да и сушки она будет есть с удовольствием». Поговорите о том, что можно положить на тарелку, и пусть малыш выберет соответствующие картинки. Когда угощение будет готово, пригласите куклу к столу. Можно приготовить лакомство и для других игрушек. Похвалите ребенка за то, что он приготовил вкусный завтрак, обед или ужин для любимой игрушки.

В магазине

Цель: такие занятия расширяют кругозор, развивают речь, учат ориентироваться в пространстве.
Ход
Отправляясь в магазин за покупками, возьмите с собой малыша. Пройдитесь по торговому залу, рассматривая и называя товары, находящиеся на полках. Обсудите с ребенком, что вам нужно приобрести. Похвалите его за удачный выбор, поблагодарите за то, что он помог купить необходимые товары.

Послушные мячи

Цель: игра развивает точность движений, формирует представление о цвете, форме.
Ход
Возьмите большой и маленький мячи разного цвета, рассмотрите их, определите размер и цвет. Позвольте малышу обследовать форму мячей, провести пальцами и ладонью по их поверхности. Объясните ему, что мяч круглый, гладкий, легкий.

Сядьте друг напротив друга и покатайте мячи. Предложите прокатить мяч между ножками стула. Можно научить ребенка катить мяч не только из положения сидя, но и из положения лежа на животе. Чтобы разнообразить игру, попробуйте сбивать мячом «кеглю» — пластиковую бутылку. Похвалите малыша за старание, быстроту и ловкость.

Маленький читатель

Цель: чтение развивает художественное восприятие, речь, внимание, мышление.
Ход
Приобщайте малыша к чтению детской художественной литературы. Подбирайте книги, соответствующие возрасту ребенка, доступные, увлекательные и красочно оформленные. Позвольте ему полистать книгу, рассмотреть картинки. Неторопливое, выразительное, эмоциональное чтение привлечет внимание малыша к содержанию произведения. Чтение сочетайте с рассматриванием иллюстраций, обсуждайте с ребенком, кто на них нарисован, что делают персонажи, какие использованы цвета, основные и дополнительные детали. Подчеркните связь изображения с текстом.

Настольный театр

Цель: игра развивает художественное восприятие, воображение, память, расширяет кругозор.
Ход
Обклейте несколько спичечных коробков белой бумагой. На лицевой стороне каждого из них изобразите какого-нибудь героя знакомого ребенку литературного произведения, мультфильма. Покажите малышу сценку, и он с удовольствием, интересом и вниманием будет следить за сюжетом, передвигать персонажей, стараться передать содержание сказки или стихотворения. Подбирая произведение для инсценировки, учитывайте то, что интерес, эмоциональный отклик и сопереживание возникнут только в том случае, если персонажи будут близки и понятны ребенку.

Учимся строить

Цель: игра развивает сенсорику и сенсомоторику, формирует представление о форме, величине, учит различать цвета, ориентироваться 6 пространстве.
Ход
Время от времени занимайтесь домашним строительством, используя для этого объемные геометрические фигуры, различные конструкторы и наборы кубиков.

Обращайте внимание малыша на разнообразие строительного материала (куб, цилиндр, конус, призма, пирамида), его цвет и размер. Вместе с ребенком из нескольких деталей соорудите скамейку, ворота, диван, кровать, дом и т. д. Можно построить дорожку (узкую и широкую, короткую и длинную), ворота (высокие и низкие) и т. д. Обыграйте возведенные конструкции: на скамейке пусть посидит кукла, по широкой дорожке проедет большая машина, а по узкой — маленькая. Учите малыша сравнивать строительные материалы по форме, цвету и величине.

Что пропало?

Цель: игра развивает наблюдательность, внимание, память, речь.
Ход
Положите на поднос три-четыре хорошо знакомых ребенку предмета: часы, ложку, ключ, зеркальце. Рассмотрите их и назовите. Пусть малыш поочередно берет предметы в руки и обследует их. Напомните ребенку назначение каждого из них, например: «Это часы, по ним определяют время». Попросите малыша отвернуться или закрыть глаза и спрячьте один предмет. После этого предложите ему повернуться или открыть глаза и определить, что исчезло. Рассмотрев оставшиеся предметы, ребенок должен назвать тот, который отсутствует. Похвалите малыша за смекалку и сообразительность.

Найди и принеси

Цель: игра развивает речь, внимание, память.
Ход игры
Для этой игры вам понадобится несколько знакомых малышу предметов: теннисный мяч, расческа, книга, ложка. Рассмотрите предметы, попросите ребенка назвать их. Разложите предметы в разных доступных местах и предложите малышу отыскать один из них: «Найди, пожалуйста, мяч и принеси его мне». Когда задание будет выполнено, попросите малыша назвать найденный предмет и рассказать, как его можно использовать. Похвалите ребенка за то, что ему удалось быстро справиться с поставленной задачей.

Похожие записи:

Кроссворд по теме «Горы» с ответами, 4 класс. Окружающий мир Конспект занятия по развитию познавательной сферы у детей 6-7 лет. Подготовительная группа Развивающее игровое занятие по познавательному развитию. Подготовительная группа. Конспект Конспект игрового занятия по развитию познавательной сферы у детей подготовительной группы

Похожие статьи:

Что должен знать ребёнок в 2 года. Памятка для родителей

Игры для малышей до 1 года

Игры для детей до 1 года. Пестушки. Потешки

Игры на развитие речи у детей 1-2 лет

Игры дома с детьми 1,5 года

Конспект внеурочного занятия по русскому языку в 4 классе | Про собачью конуру для детей 5-6-7 лет
Автор: Светлана
Опубликовано: 14 дней назад (17 января 2025)
Просмотров: 171

Нет комментариев. Ваш будет первым!