Конспект урока «В гости к Осени», 2 класс. Школа России. Окружающий мир

Урок окружающего мира во 2 классе на тему: «В гости к Осени». Конспект

Цели урока:
- дать учащимся представление о характерных признаках осени;
- углубить знания об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц, показать связь живой и неживой природы;
- расширить представление о художественных материалах, необходимых для изготовления аппликации «Осенний листопад», развивать чувство цветовой гармонии, фантазию; помочь учащимся овладеть навыками работы с различными материалами, инструментами;
- познакомить с понятием аппликация; обучить приемам композиции;
- развивать зрительную память, умение изображать природу по памяти и впечатлению;
- воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:
1. Таблицы с изображением осени и лета.
2. Осенние ветви лиственных и хвойных деревьев, плоды, семена, листья, репродукция картины И. Левитана «Золотая осень».
3. Запись фортепианной пьесы П. И. Чайковского «Сентябрь» из цикла «Времена года».
4. Литературный ряд: стихотворения русских поэтов.
5. Цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей, серая, коричневая бумага или холст, мешковина (для фона.)

Ход урока

1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.

а) Работа в тетрадях «Проверь себя» по теме «Что такое погода» - задания 2 (с. 4), 1 (с. 5.)
б) Рассказы детей о сегодняшней погоде.

3. Сообщение темы и целей урока. Актуализация опорных знаний.
- Послушайте текст.
Солнце скрыто за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зеленому наряду.
- Определите, какое время года описывается в тексте.
- Сегодня мы поговорим об изменениях, которые происходят осенью в неживой и живой природе, о том, как разные животные осенью готовятся к наступлению суровой зимы, различными средствами попробуем изобразить красоту осеннего листопада.

4. Работа по теме.
- Какие изменения произошли в окружающем мире?
- Что необычного в окружающей вас действительности вы заметили?
1) Беседа по теме «Изменения в неживой природе осенью».
- Назовите предметы, относящиеся к неживой природе (на доске записаны слова: облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и др.).
- Давайте сравним погоду летом и осенью (сравнение по таблице).
2) Чтение текста учителем (учебник, с. 26-27).
3) Вывод об осенних явлениях в неживой природе.
Физкультминутка
4) Беседа по теме: «Изменения в живой природе».
- А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни деревьев и кустарников, насекомых и птиц.
(Сообщения детей.)
- Отгадайте загадку.
Падают с ветки золотые монетки. (Листья.)
- Что такое листопад? Кто наблюдал это явление?
5) Беседа о бережном отношении к зеленым насаждениям.
- Растительность имеет большое значение: делает красивее окружающую среду, защищает сельскохозяйственные земли от засухи; деревья удерживают пыль, поглощают углекислый газ, благоприятно действует на настроение человека, на его здоровье. Зеленые насаждения украшают города, их надо беречь, как драгоценность.
- Почему мы должны беречь зеленые насаждения?
- Как выглядит лес в осеннее время года?
- Какие краски подарила ему осень?
Эта золотая пора нашла свое воплощение в изобразительном искусстве. Художники черпали в осеней природе красоту и многообразие красок, разноцветье колоритов и оттенков.
- Сможем ли мы с вами выразить в рисунках свои представления и впечатления об осени? Давайте попробуем.

6. Проверка организации рабочего места.
- Поэты и писатели тоже восхищались осенью, ее красотой.
Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной.
Автор: И. Бунин

- С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему?
- Как начинается листопад на всех деревьях - одновременно или нет?
- Какие деревья раньше сбрасывают листву?
- Какого цвета листья на деревьях осенью?
7. Подготовка оборудования для изготовления листьев.
8. Знакомство с понятием аппликация (по учебнику Е. И. Коротеевой «Искусство и ты», с. 50-52).
9. Рассматривание иллюстраций с изображением осеннего леса, красок листьев (по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас», с. 15-24).
10. Подбор цветной бумаги - основы для изготовления коврика-аппликации «Осенний листопад»; составление плана работы.

Физкультминутка
11. Самостоятельная работа детей с опорой на учебник и образец.
12. Анализ выполненных работ. Разъяснение ошибок. Экспресс-выставка «Наш осенний сад».
13. Рассматривание репродукции с картины И. Левитана «Золотая осень» на фоне музыки П. И. Чайковского - фортепианная пьеса «Сентябрь».
14. Беседа.
- Что общего в произведениях П. И. Чайковского и И. И. Левитана?
- Что общего между вашими работами (аппликациями) и произведениями этих известных мастеров?
- Что же в природе является причиной листопада осенью?
- А на кого еще влияет похолодание?
- Вспомните, в каких произведениях музыки, живописи выражены осенние изменения в живой природе.
15. Беседа по теме «Жизнь птиц осенью».
- Чем питаются птицы?
- Что происходит с насекомыми с наступлением холодов?
- Какие птицы улетают в теплые страны первыми? Почему? Какие позднее покидают родные края?
16. Загадки о птицах.
Угадайте, что за птичка -
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)

Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садится? (Грач.)

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавли.)
- А какие птицы остаются зимовать у нас?
- Как человек может помочь этим птицам преодолеть холодную зиму? (Запастись семенами и т. д.)
17. Вывод о влиянии питания на жизнь птиц.
18. Чтение текста учителем «Из жизни птиц» на с. 28-29 учебника «Мир вокруг нас».
V. Итог урока.
Подготовленный ученик читает стихотворение.
Кружат листья над дорожкой,
Лес прозрачен и багрян.
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!
Мы идем и под ногами
Слышим шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной.
Автор: А. Болонский

- О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили? (По ответам учеников учитель составляет схему на доске.)

- Какие изменения происходят в живой природе с приходом осени?
- Как дети могут позаботиться о животных зимой?
- Как вам удалось отразить оттенки палитры осени с помощью аппликации из бумаги и ткани?
Домашнее задание: прочитать текст в учебнике «Мир вокруг нас» на с. 26-29; ответить на вопросы; выполнить задания по теме в рабочей тетради.

Похожие записи:

Кроссворд по теме «Горы, моря, озёра и реки России» для 4 класса с ответами Аппликация «Панда» из бумаги для детей 4-6 лет пошагово с фото. Шаблоны Аппликация «Заяц» из бумаги для детей 4-6 лет пошагово с фото. Шаблоны Весенняя прогулка в подготовительной группе детского сада. Птицы весной

Похожие статьи:

Пословицы и поговорки про осень для школьников

Про месяц октябрь для детей

Пришвин «Поздняя осень»

Рассказ про василек, 1-2 класс

Рассказ про цветы колокольчики для детей

Аппликация «Панда» из бумаги для детей 4-6 лет пошагово с фото. Шаблоны | Аппликация «Заяц» из бумаги для детей 4-6 лет пошагово с фото. Шаблоны
Автор: Светлана
Опубликовано: 11 дней назад (20 марта 2025)
Просмотров: 108

Нет комментариев. Ваш будет первым!